- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Ах этот пароход!

Автор Администратор дата: 8 июня 2011 @ 14:54 в Письма | Нет комментариев

Наша семья до 1951 года жила в Архангельске. Отец после ранения на фронте служил в военной инспекции. Она располагалась в здании старого деревянного речного вокзала. Мы с братом летом часто бегали туда, благо это было рядом. Во время дежурства на пристани отец в военной форме, в ярко-красной фуражке встречал и провожал пассажирские суда, разговаривал с капитанами. Нас с братом пускали на пристань без предъявления билетов на посадку.
Прекрасно помню, что пароходов типа «Н.В. Гоголь» была целая серия, они назывались: «Карл Маркс», «Добролюбов», «Н.А. Некрасов», «Фрунзе», «А.С. Пушкин». В летнюю навигацию они ходили в Котлас. Папа знал всех капитанов и их помощников. С 1945 года он каждое лето отвозил нас с братом на одном из этих чудо-пароходов (чаще на его любимом «Гоголе») в деревню Абрамково к своим сёстрам. Это примерно в 500 км от Архангельска.
Дав два длинных гудка и один короткий, пароход отходил от пристани. Отец всегда брал двухместную каюту первого класса. Рядом располагался носовой салон, красиво убранный, с пианино, на котором иногда играл какой-нибудь пассажир. Благодаря знакомству отца с капитаном нам разрешалось всё. Мы лезли во все углы: на нос, корму, на нижнюю палубу, а главное — в машинное отделение. Там всегда было тепло и чисто, стучала машина, пахло маслом, мы заворожённо смотрели на блестящие, желтые, движущиеся и вращающиеся части парового механизма. Команда парохода дважды загружала дрова на каком-то из причалов. На одной из стоянок к нашему пароходу «Н.В. Гоголь» прицепили полузатопленную лодку, и я видел, как в ней повар в белом переднике и колпаке огромным черпаком выловил большую стерлядь и унёс в камбуз. А лодка так и продолжала идти на буксире...
На пароходе всегда было много народу. На корме часто возили скот — коров, лошадей, коз. Они жевали душистое сено, пили воду, за ними убирали хозяева, пахло деревней и летом. Нам с братом очень нравилось сидеть на носу судна и смотреть, как он режет воду. Но истинное счастье мы испытывали, когда папа с разрешения капитана звал нас на капитанскую палубу с капитанской рубкой: высоко, просторно! Солнце. Ветра не ощущаешь. Только слышно, как шлепают по воде колеса. Нам иногда давали подержаться за ручки рулевого колеса. Впечатление осталось на всю жизнь, как и благодарность капитану и рулевому за понимание мальчишеского любопытства и восторга.
Жаль, что река теперь обмелела и уже нет такой оживлённой навигации по Северной Двине. Но пароход-то «Н.В. Гоголь» всё ещё на ходу. И пусть он живёт как можно дольше. Пусть приносит людям радость.
Рудольф ПРЕЛОВСКИЙ (пр. Морской, 6)


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/06/08/ax-etot-paroxod.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.