Бурей и натиском

Двадцать лет назад состоялись первые выборы мэра Северодвинска

Оглядываясь на четверть века, включающую в себя годы перестройки и либеральных реформ, рискну сказать, что это событие можно считать пиком политической активности жителей города. 12 июня РСФСР впервые выбирала президента, Москва и Ленинград — мэров. И как тут было отстать нашему благословенному Северодвинску!


Разумеется, водоворот общественной жизни возник не в одночасье. Ведь уже в марте 90-го в результате первых выборов с альтернативным голосованием сформировался такой городской Совет депутатов трудящихся, что и мысли не могло возникнуть об избрании его председателем выдвиженца горкома КПСС.
Далеко не с первой попытки спикером стал 45-летний главный технолог «Звёздочки» Валерий Лысков. И он довольно скоро стал опираться на неустойчивую в целом, но в тот момент объединённую в неприятии прежней власти демократическую оппозицию. Демонстративные шаги со стороны председателя горсовета следовали один за другим: торжественный выход вслед за Борисом Ельциным из членов КПСС, неявка на городское торжественное собрание в честь Октябрьской годовщины, неожиданные, но и не случайные кадровые решения...
Устанавливаются (видимо, во многом благодаря радикальному народному депутату РСФСР, бывшему преподавателю Севмаш-втуза Владимиру Рассказову) контакты в столичном Белом доме с окружением Ельцина. Дело ведь доходило до того, что наши демо-краты-оборонщики пытались вынести на сессию горсовета вопрос об объ-явлении Северодвинска безъядерной зоной, аналогичные документы отвозились в Москву.
И вот в апреле 91-го, когда раскручивалась предвыборная кампания по выборам президента России и мэров двух столиц, в головы нашим руководящим демократам (уверен, что этих голов было, по крайней мере, несколько) приходит мысль о том, что и Северодвинску пора иметь всенародно избранного градоначальника. Сказано — сделано. Созывается сессия, и демократическое большинство принимает соответствующее решение.
Однако такие выборы не предусмотрены законодательством РСФСР, соответствующий законопроект прошёл в Верховном Совете едва ли первое чтение. Архангельский областной Совет, депутатом и членом президиума которого мне довелось быть, постановляет: приостановить выборы мэра Северодвинска и вернуться к вопросу о них после выборов президента России.
Но это не остановило людей, которые собирались в кабинете Лыскова на втором этаже мэрии, где теперь помещается председатель КУМИиЗО.
И 27 мая, за 16 дней до выборов, на свет Божий появляется постановление президиума Верховного Совета РСФСР о проведении в порядке эксперимента выборов северодвинского мэра. Постановление подписал первый заместитель Ельцина Руслан Хасбулатов. О, если бы знал пламенный вице-спикер, что это будет одна из тех многих западней, которые он копал себе на собственном политическом пути.
Лишь 29 мая в «Северном рабочем» был опубликован исторический документ — принятое горсоветом положение о выборах мэра. Две недели на всю предвыборную кампанию! Правда, объективности ради надо сказать, что подготовительная работа велась заранее. И Лысков был мобилизован на выборы, и противостоящие ему силы в лице горкома КПСС и, надо полагать, руководства предприятий незамедлительно вы-двинули в противовес ему председателя горисполкома Альберта Добрякова. Годом ранее сам Валерий Игнатьевич предложил тому этот пост, перетащив из кресла директора ТЭЦ.

Не забудем, что выборный спурт проходил на фоне гораздо более длительной президентской кампании. В Северодвинск приезжали кандидаты в вице-президенты России: генерал армии Борис Громов, нынешний губернатор Подмосковья (шёл на выборы вместе с Николаем Рыжковым), и Рамазан Абдулатипов, соратник Вадима Бакатина, председателя КГБ, несколько позже сдавшего американцам массу государственных тайн. Активны были и российские депутаты-северодвинцы: Владимир Рассказов и Альберт Буторин.
12 июня... Годом раньше, в 1990-м, съезд народных депутатов РСФСР принял акт исторического позора на все времена — декларацию о независимости России от Советского Союза. Была открыта широкая дорога к уничтожению великого русского государства. Второй сокрушительный удар предстояло нанести 12 июня 1991 года. В том, что это будет сделано, причём руками собственного обманутого народа, и заранее нельзя было сомневаться. Уж если в Северодвинске, оплоте морской мощи СССР, за Ельцина проголосовало избирателей в семь раз больше, чем за носителя державных традиций Рыжкова...
Надо ли говорить, что в Москве и Ленинграде вполне прогнозируемыми были победы демократов Гавриила Попова и Анатолия Собчака. Да и Лыскова у нас в Северодвинске. Он набрал 61 процент голосов против 18 у Добрякова. С новой силой продолжился слом прежней системы управления городом, закончившийся после пресловутого августовского путча.
Впереди были либерализация цен, дикая инфляция, резкое уменьшение гособоронзаказа, с невиданной силой ударившее по Северо-двинску, обнищание бюджетников и корабелов. Да и лицам, оказавшимся на вершине власти, порой приходилось несладко. Если Борис Ельцин, имея в 1996 году почти нулевой рейтинг, сумел путём неслыханных ухищрений переизбраться на президентский пост, то Собчака в Питере на выборах мэра прокатили, а грек-экономист Попов предпочёл сам отказаться от должности, передав её крепкому хозяйственнику Юрию Лужкову.

Четвёртого же героя 12 июня-91 Валерия Игнатьевича Лыскова и вовсе ждала печальная судьба. У него было намерение забрать себе побольше власти. Но попытался снять директора «Звёздочки» Александра Зрячева якобы за поддержку ГКЧП — и потерпел провал. Довольно скоро Лысков потерял благоволение большинства в горсовете. И вот уже он привлёк к суду редактора «Северного рабочего» за то, что в нашей газете было опубликовано высказывание нового председателя горсовета Вячеслава Пузырёва о факте коррупции со стороны мэра. Тот процесс Валерий Игнатьевич нам проиграл. А потом на его квартире и даче последовали обыски, в ходе которых было найдено много чего интересного и явно не купленного в магазинах.
Валерий Лысков был арестован, начался длительный судебный процесс, который не раз прерывался из-за сердечной болезни подсудимого. В 94-м первый демократически избранный мэр Северодвинска скончался в тюремной больнице на Пирсах.
Иных уж нет, а те далече... 12 июня перестало быть Днём независимости России, превратившись просто в День России. Преемникам Ельцина стало стыдно за кое-какие дела своего вождя и наставника. Но не за все, конечно, дела. Об этом нам на каждом шагу напоминает нынешняя российская действительность.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Бурей и натиском
Дата публикации: 11 июня 2011

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Первая полоса, Самое читаемое

 

2 Комментария в “Бурей и натиском”

  1. Колян июня 14, 2011 10:06

    Надо бы улицу имени наркомана и кровопийцы Дзержинского переименовать в честь одного из трёх первых мэров России. Он жил на ней.

  2. Колян июня 15, 2011 15:11

    На самом деле всё было так. В марте 1993 года обвинив Лыскова в “излишне тесных связях в коммерческими структурами и злоупотреблении властью” 73 депутата Северодвинского горсовета (при списочном составе — 171 депутат) тайным голосованием приняли решение о выражении недоверия главе местной исполнительной власти с рекомендацией главе областной администрации об освобождении Лыскова от должности, проигнорировав необходимость решения данного вопроса только путем, отраженным в ст. 15 “Положения о порядке избрания мэра г. Северодвинска” (т.е. только в случаях нарушения мэром действующего законодательства и квалифицированным большинством голосов Горсовета, либо — посредством референдума).
    Глава администраци области Павел Балакшин, несмотря на протест прокурора области А.Пушкина, в середине июля 1993 года издал распоряжение об освобождении В.Лыскова от должности, сославшись на ст.5 Закона РФ “О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, городской администрации”. Неправомочность такой ссылки вытекает уже из того факта, что речь в статье идет о прекращении полномочий назначенного, а не избранного главы.
    В конце июня 1993 года сам Лысков уже был арестован и отправлен в Архангельский СИЗО.
    1 июля 1993 года за подписью председателя северодвинского городского Совета В.В.Пузырева и членов комиссии администрации президента РФ В.Ф.Трофимова и А.С.Фадеева было направлено письмо П.Балакшину с предложением отменить его распоряжение. Известно, что на данном документе Балакшин записал: “…С предложением согласен. Будет издано постановление об отмене ранее изданного”.
    Что помешало Балакшину исполнить свою резолюцию — остается тайной по настоящий момент.
    В течении июля 1993 года в области работала комиссия администрации президента, на имя Балакшина шли письма с требованием отменить распоряжение об отстранении Лыскова от должности. Известно также, что 22 июля 1993 года заместитель руководителя администрации президента В.В.Волков направил письмо заместителю главы администрации Архангельской области А.Ф.Личутину с аналогичным предложением. В тот же день Волков известил Лыскова о принятом им решении.
    Однако, 30 июля, на заседании Северодвинского малого городского Совета присутствующими было единогласно принято решение о предложении главе администрации области П.Н.Балакшину произвести представление на должность нового главы администрации города на очередной сессии горсовета в октябре 1993 года. Так и поступили.
    Судьба Лыскова, несмотря на активную общественную кампанию по его защите, оказалась трагичной. Незаконное (вина не была доказана в суде) тюремное заключение больного (он страдал заболеванием сердца) человека на протяжении полутора последующих лет привело к кончине всенародно избранного мэра города Северодвинска в декабре 1994 года. Лысков умер на стадии следствия).
    Многие из участников тех событий и ныне здравствуют, при хороших должностях и чинах. Я спросил как-то бывшего тогда депутата Стаса А., дескать не гложет ли его совесть, он в ответ только посмеялся.

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia