Холмогорские открытия

Учёные Архангельска и Москвы вернули к жизни несколько десятков уникальных экспонатов

Вчера в Архангельском музее изобразительных искусств открылась выставка «Наследие Холмогорской земли XVI—XIX веков в музеях Архангельской области». Из 180 экспонатов 150 показываются впервые: они только-только из реставрации! За годы и годы, в течение которых готовилась выставка, были сделаны настоящие открытия.


Армия реставраторов
— Идея появилась почти 20 лет назад, но сначала работа шла вслепую, на ощупь, — рассказала куратор выставки зав. отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова. — А десять лет назад, когда появились первые результаты и удалось найти информацию в архивах, мы стали целенаправленно готовить эту выставку. Над проектом трудились многие и многие специалисты, в том числе целая армия реставраторов.
Представлены на выставке предметы из девяти собраний: МО «Художественная культура Русского Севера», областного краеведческого музея, Вельского и Шенкурского краеведческих музеев, церковно-археологических кабинетов Антониево-Сийского монастыря, Холмогорского и Новодвинского православных приходов.
Все экспонаты — предметы православной культуры: иконы, деревянная скульптура, церковная утварь, изделия косторезного промысла, рукописные и старопечатные книги.
Выставка посвящена 300-летию М.В. Ломоносова. Вот совпадение: пишу я эти строки, и входит в кабинет коллега, говорит: «На днях слышал по телевизору, что на самом деле происхождение Ломоносова неизвестно и вообще непонятно, как мог великий учёный родиться и вырасти в такой глуши, как окрестности Холмогор». Ну да, наши столичные коллеги в погоне за сенсацией ещё и не то могут сказать, а Холмогоры в их представлении, конечно же, медвежий угол, где ничего умного и интересного отродясь не бывало.
А вот на встрече в музее изобразительных искусств, которая состоялась перед открытием выставки, как раз говорили о том, что несколько веков назад Холмогоры были тогдашней «столицей Севера» — административным и культурным центром, здесь находился глава епархии (архиерей), с ХVI века процветали искусства и ремёсла.
И открытием исследователей в процессе подготовки выставки стало то, что к XVII веку в Холмогорах сложился самый северный центр русской средневековой живописи. Холмогорская школа имела собственные неповторимые особенности, как стилевые, так и технологические — например, такая олифа больше не применялась нигде.

Консилиум для иконы
Много лет реставраторы и искусствоведы Архангельска и Москвы обследовали аварийные церкви и часовни, заброшенные деревни Холмогорского района. Результат — уникальная коллекция древних икон, но большинство в плачевном состоянии. В течение 70 лет они находились либо в закрытых храмах, либо использовались местными жителями в хозяйстве — в качестве ставен на окнах, перегородок на складах зерна и т.д. Древнюю живопись надо было освободить от грязи и нескольких слоёв поздних записей.
Выставка проводится совместно с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря (Москва) — именно его специалисты в течение нескольких лет возвращали жизнь экспонатам. Реставраторы специально показали нам не только прекрасно восстановленные иконы, но и те, где реставрация не завершена, чтобы мы смогли наглядно представить, как кропотливо и долго идёт работа над каждым сантиметром и даже миллиметром древней живописи. Реставрация одной иконы может продолжаться до десяти лет и дольше!
— Каждый памятник требует индивидуального подхода — он как хронический больной, для которого нужен свой план лечения, — объяснила реставратор Лариса Миронова. — Реставратор не вправе сам производить с иконой какие-либо действия; задание ему определяет реставрационный совет. Иконы ваши многострадальные. Как они были разрушены — страшно прикоснуться! Теперь, после завершения работы, с ними прощаешься как с собственными детьми...

Приплыл по реке ангел
Мы, группа журналистов, стали первыми посетителями новой выставки. Доктор искусствоведения Т. Кольцова прежде всего повела нас к иконам северных святых — Артемия Веркольского, Зосимы и Савватия Соловецких, Антония Сийского.
А потом — к деревянным скульптурам, которые в основном сохранились в трёх северных областях, а в центральной России почти все уничтожены. Пётр Первый запретил иметь в храмах скульптуры, дескать, «больваны» — тлетворное влияние Запада (это я выражаюсь языком ХХ века). Вот великолепная фигура Николы Можайского, которая была одним из самых любимых и почитаемых изображений, у неё зажигали больше всего свечей, «дарили» ей множество подношений. Кстати, недавно именно эту холмогорскую скульптуру взяли за прототип образа для храмовой иконы одной из новых церквей Московской области.
— А вот это — плавающая скульптура! — шутит Татьяна Михайловна, показывая на ангела с задумчивым лицом.
— Плавающая?
— В 1996 году к нам пришёл мужчина, сказал, что родом из Холмогорского района и хочет подарить скульптуру. «Я сам с Ухтострова, скульптура лежала в доме у мамы. Говорят, приплыла по реке, к берегу её прибило». Таких легенд нам рассказывают немало. В Пянде по реке приплыла каменная икона XVII века. Так же приплыл вон тот святитель Николай — большущая скульптура из постоянной экспозиции на втором этаже музея. Легендам можно не верить, но все древние памятники так или иначе приплывали к нам — их привозили из Новгорода водным путём. А любая легенда в народе очень устойчива, в том числе представление о том, что икона не тонет. Этот ангел — скульптура из иконостаса, на выставке он соседствует с царскими вратами из другой церкви Ухтострова.

Вокруг выставки
Новая экспозиция будет открыта до 30 ноября. Специалисты музея разработали целую программу «Вокруг выставки». Это семь тематических экскурсий, творческие мастерские и интерактивные занятия, лекции и творческие встречи.
Справки и заявки на групповые посещения принимаются по телефонам 8(8182)65-35-34, 65-36-16. Музей ИЗО находится по адресу: пл. Ленина, 2, работает с 10 до 17 часов, выходной день — вторник.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Холмогорские открытия
Дата публикации: 25 июня 2011

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Культура, Новое на сайте

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia