- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Отработанный материал?

Старость в казённом доме

Автор Галина Чарупа дата: 11 июля 2011 @ 16:42 в Новое на сайте, Общество | Нет комментариев

Письмо в министерство
«Неладно что-то в нашем интернате», — волнуясь, сказала Валентина Алексеевна. И вот я снова здесь. На условии, что статья об обстановке, сложившейся в учреждении, обязательно выйдет, в беседе согласился участвовать и 37-летний инвалид по зрению Сергей Дьячков.
Говорили мы долго. Многочисленные претензии я постаралась «разложить по полочкам» и направила в министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (в его ведении находится интернат) следующее письмо.
«Посылаю вопросы обитателей дома-интерната для инвалидов и престарелых г. Северодвинска В.А. Соловьёвой и С. Дьячкова. Они утверждают, что другие обитатели интерната поддерживают их претензии, но боятся ссориться с директором Е.Р. Дедовой, которая в ответ на жалобы говорит: «Не нравится? Переводитесь в другой интернат!», а активных жалобщиков (это и есть С. Дьячков и В. Соловьёва) отправляет к психиатру».
Я попросила комментарии министерства по следующим пунктам: отсутствие дежурного медработника в ночное время на втором этаже (там живут «ходячие», но все они инвалиды); кадровые проблемы, «текучка» персонала; качество пищи; обеспечение одеждой.
А также о психологическом климате: «В.А. Соловьёва живёт в доме-интернате с его основания. Утверждает, что в первые годы была дружелюбная обстановка, приветливый персонал. Теперь же здесь установилась атмосфера безразличного отношения. К примеру, после возвращения В.А. Соловьёвой из стационара, куда она попала с острым расстройством ЖКТ, к ней не зашли узнать о самочувствии ни врач, ни фельдшер. Перед 23 февраля мужчин не поздравили с праздником. Нельзя сказать, что все работники чёрствые, есть и доброжелательные, но, к сожалению, претензий немало».

Официально

По нескольким причинам работа над темой затянулась, и письмо было отправлено 12 мая, после чего я уехала в отпуск. По возвращении на работу узнала, что директор дома-интерната ездила в министерство давать объяснения, а в Северодвинск разбираться на месте выезжал зам. начальника отдела организации социального обслуживания населения А.Б. Борисов.
Начальник отдела Елена Владимировна Колпакова дала по телефону такой комментарий:
— Действительно, круглосуточный пост существует только в отделении милосердия на первом этаже. Мы рекомендовали директору иметь такой пост и на втором. Проблема с кадрами не нова, особенно с младшим медицинским персоналом; причина — низкая заработная плата. Персонал каждый год обновляется примерно на треть, и эта ситуация типична для подобных учреждений.
Что касается качества готовой пищи, его контроль проводится: пробу снимает дежурная медсестра, еже-квартально отправляются пробы в лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Архангельской области в городе Северодвинске», замечаний по микробиологическим показателям в этом году нет. Одеждой и обувью клиенты обеспечиваются в соответствии с требованиями СанПиН. Директор еженедельно обходит палаты. По праздникам проводятся различные мероприятия.
— Фактов, подтверждающих жалобы, не установлено, — подытожила Елена Владимировна. — Директору рекомендовано обходить палаты дважды в неделю, а во время карантина (как было перед 23 февраля) найти возможность поздравить клиентов с праздниками в индивидуальном порядке.

Нет медиков
Клиенты — именно так нынче официально называются обитатели домов-интернатов. Северодвинский дом-интернат для престарелых и инвалидов в области не на худшем счету. В нём 165 коек: 155 — для тех, кто «на гособеспечении» (не знаю, почему так называется; за содержание в интернате из их пенсии перечисляется 75%), десять — для тех, кто находится здесь по договору (оплата 15 тысяч рублей в месяц). Точное количество клиентов на сего-дняшний день директор Екатерина Рафаиловна Дедова назвать затруднилась.
Cитуация с медицинскими кадрами...
— Критическая, — признала директор. — Как медик я прекрасно понимаю, что мы должны иметь круглосуточный пост на втором этаже. Но для этого нужны как минимум две медсестры. Вакансии есть, но нет людей! На сегодняшний день у нас нет ни зав. отделением (он же врач-терапевт на оба этажа), ни фельдшера.
— Как выходите из положения?
— Просим дежурную с первого этажа обходить ночью второй этаж. С терапевтом — нашли совместителя, который два раза в неделю приходит на час. В экстренных случаях вызываем «скорую». При необходимости отправляем клиентов на консультации в поликлинику. Ситуация с кадрами не изменится, пока в нашей сфере будут такие зарплаты. Да и работать здесь сможет не каждый. Клиенты бывают разные, в том числе скандалисты, хронические алкоголики и просто пьяницы, судимые, озлобленные. На днях один другому порезал горло, в комнате на полу и постели кровь, моча. И всё это должны убирать наши санитарки за мизерную зарплату. Человек пять у нас постоянно пьют, и мы их не можем выписать. Идти им некуда. Очень жалко бабушек, которым всё это приходится терпеть.
По сравнению с медиками работников пищеблока достаточно, есть возможность делать им стимулирующие выплаты.
— Клиенты жалуются вам на качество пищи?
— Всем не угодишь, жалобы бывают. Разбираемся. Есть индивидуальное меню при непереносимости отдельных продуктов, дополнительное питание для больных сахарным диабетом.
По словам директора, со снабжением одеждой проблем нет: любой клиент может выбрать на складе.
— Основной массе клиентов всё равно, что на них надето, но кто желает что-то индивидуальное, собираем заказы. Оплачиваются они теперь по «безналу» через банк; товарные чеки больше не принимают.
В комнатах живут от одного до трёх человек, в некоторых четверо. Соблюдаются нормы площади на одного человека и периодичности смены белья, помывки, уборки помещений.

У Сергея — новоселье
Сергей Биркин, герой материала «Живёшь в никуда», в ягринском интернате с 2004 года. Сначала был доволен условиями, а в последнее время жить там ему стало невмоготу — настолько, что он просто... ушёл. Конечно же, ушёл инвалид недалеко. На дороге в Архангельск его подобрали добрые люди и привезли обратно в дом-интернат.
Тогда мы первый раз говорили с директором, и Екатерина Рафаиловна сказала, что не видит какого-либо выхода из этой ситуации.
В июне я узнала от бывших Серёжиных педагогов из спецшколы-интерната на Воронина, 9, что впервые за многие месяцы в настроении парня появился позитив. Наконец-то его переселили в уютную комнату на двоих.
По словам директора, ситуация «сама разрулилась»: умерла бабушка, которая жила одна, и Сергея с соседом разместили в освободившейся комнате.

Атмосфера
Контингент в интернате сложный: все они инвалиды, вынужденные доживать свои дни в казённом доме, им плохо физически и морально, они обижены на жизнь, ворчливы, придирчивы, неуравновешенны. Тем более стоит подумать об улучшении психологического климата в интернате.
— Они спрашивают: «Почему к нам не заходят, не побеседуют? Раньше директор регулярно общался, спрашивал, как дела».
— Мы обходим палаты с проверками, попутно спрашиваем, какие проблемы. Социальный работник беседует с клиентами. Когда у нас был психолог, она разговаривала. Я иногда захожу, но не ко всем, а к тем, кто, на мой взгляд, в этом нуждается. Но ко мне в кабинет любой может прийти.
Екатерина Рафаиловна согласна, что атмосфера в интернате оставляет желать лучшего:
— Люди сами ничего не хотят. Поели, попили, легли спать. Предлагали на днях поехать на природу, у нас есть транспорт. Пришёл один Дьячков, другие желающие ушли в запой, остальные хотят одного — чтобы их не трогали. А есть такие, как Соловьёва, кому нужно внимание. И кто-то недоволен, что я ей оказываю больше внимания, чем другим.
...В комнатке Соловьёвой по-прежнему уютно, а вот сама Валентина Алексеевна выглядит совсем не так бодро, как раньше. Вдобавок ко всем «болячкам» недавно ещё и руку сломала.
— Екатерина Рафаиловна мне, в общем-то, нравится, заходит ко мне почти каждый день, — огорошила меня женщина, со звонка которой всё и началось.
Добрые слова сказала она про диетсестру Людмилу Владимировну, библиотекаря и культорганизатора Людмилу Борисовну, социального работника Римму Николаевну.
Это мнение поддержали и две другие клиентки. Пообщаться с кем-нибудь ещё из «контингента» я и сама собиралась, то же мне рекомендовали директор и представитель министерства.
Дамы, отказавшиеся назвать свои имена, сравнили ситуацию с той, что была при прежнем директоре В.М. Вылеталине, — не в пользу сегодняшней.
— Первые годы было хорошо, а потом всё хуже и хуже. Никакой дисциплины не стало. Мужики пьют, дерутся, но с пьяницами уже не борются. При ней (при новом директоре. — Г.Ч.) ни одного собрания не было. Всё на самотёк пущено. У интерната свой транспорт, а после операции не могли из больницы привезти: ехала за свой счёт на такси.
— Ночью дежурный обходит второй этаж?
— Нет, мы такого не видели. Одной женщине ночью стало плохо, спустилась на первый этаж, разбудила медсестру, так её отругали: «Не ходите, не беспокойте».
— Как кормят вас?
— Спасибо, что кормят. Но часто бывает невкусно. А сотрудники после работы домой сумки полные тащат. Воруют, наверно.
— Проверяющий из Архангельска был — с людьми беседовал?
— С нами не беседовал, по палатам не ходил.
— 8 марта, 9 мая отмечали?
— Нет. Может, мужчин с 9 Мая по палатам и поздравляли...
— Как относится к клиентам персонал?
— На некоторых ни за что не обидишься, а некоторые так и говорят: «Мы вас ненавидим». Один врач сказал: «Вы — отработанный материал». А мы ведь тоже люди! Работали, грамоты получали. А теперь мы, значит, отработанный материал. Директор с нами даже не здоровается. Очень обидно. Преж-ний каждого поприветствует, и сразу настроение поднимается. Старым-то людям что надо? Доброе слово.
...Всё-таки неладно что-то в доме-интернате. Неладно что-то и в обществе, которое ниже нижнего оценивает труд тех, кто работает со стариками.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/07/11/otrabotannyj-material.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.