- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Лакмусовая бумажка для идеи объединения

Автор Николай Кочуров дата: 12 июля 2011 @ 10:31 в Общество, Политика | Нет комментариев

Из десяти созданных советской властью автономных округов сегодня только три, являясь самостоятельными субъектами РФ, входят одновременно и в состав областей — НАО, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в Тюменской области. Шесть округов полностью слились с вышестоящими регионами, Чукотский АО обрёл полную самостоятельность. А объединение этих трёх округов дело крайне непростое потому, что все они являются нефтегазоносными, в них жизненный уровень населения значительно выше, чем на территории собственно областей.
Прежний губернатор Николай Киселёв набил немало шишек, когда, используя зацепку в федеральном законодательстве, забрал у округа часть властных полномочий. Сейчас некоторые из них область вынуждена возвращать НАО. Например, окружное здравоохранение, в отличие от муниципалитетов, не перейдёт в ведение области.
А на каком уровне находятся взаимоотношения руководителей области и НАО? Широко освещался недавний трёхдневный визит Михальчука в Нарьян-Мар. Так вот, на это время округ срочно покинули губернатор Игорь Фёдоров, спикер окрсобрания Игорь Кошин и мэр Нарьян-Мара Юрий Родионовский.
Похожая картина наблюдалась на состоявшемся 6 июля в Нарьян-Маре заседании Морской коллегии при правительстве России. Это событие вообще можно считать лакмусовой бумажкой для идеи объединения. Губернатор Михальчук на заседание не прибыл, хотя обсуждался важнейший для области вопрос о развитии Северного морского пути. Судя по телеотчётам, главным представителем региона был заместитель областного министра промышленности, транспорта и связи — фигура, что ни говори, четвёртого порядка.
Что же происходило на саммите в заполярной столице? Сообщается, что штаб-квартиру Севморпути администрация НАО очень хотела бы разместить в Амдерме. Договорённость об этом достигнута с Артуром Чилингаровым — координатором проекта партии «Единая Россия», который называется «Санкт-Петербург — морская столица России» и, очевидно, предусматривает не только развитие города на Неве. Артура Николаевича с этим заполярным посёлком, конечно же, связывает многое. Помню, как четверть века назад он приезжал к нам на Архангельское телевидение в качестве начальника Амдерминского управления гидрометслужбы. В госкомитете СССР по гидрометеорологии это управление было на особом счету — ведь Арктику не зря называют кухней погоды. Оттуда и начался карьерный рост Чилингарова, ныне депутата Госдумы и дважды Героя.
Но о развитии Амдермы подобного не скажешь. Процветающий посёлок запустел, население его сократилось в десять раз. Управление гидрометслужбы давно закрыто. Чисто географически Амдерма, конечно, остаётся важным пунктом на трассе Севморпути. Но каких затрат потребует повышение её ранга!
Известие о намерениях руководства НАО вызвало немедленную реакцию в Архангельске. «Администрация Северного морского пути должна располагаться в Архангельске, потому что это развитый коммуникационный центр», — заявил агентству «Регнум» депутат облсобрания Евгений Ухин. По его мнению, благодаря логистической инфраструктуре и производственным мощностям столицы Поморья из Архангельска можно максимально эффективно осуществлять управление караванами судов и грузами по всему Севморпути. «Для связи и коммуникаций с Москвой Архангельск находится в более выгодном положении, чем такие северные порты, как Амдерма, Диксон или Тикси. Все стратегические экспедиции в Арктику, равно как и освоение самого Северного пути, осуществлялись из Архангельска».
Думается, этих аргументов достаточно, чтобы убедить правительство России, которое будет определять столицу Севморпути. Но вот какие слова убеждения нужно найти для жителей Ненецкого округа, которым по сегодняшнему законодательству предоставлено исключительное право решать на референдуме вопрос об объединении регионов?


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/07/12/lakmusovaya-bumazhka-dlya-idei-obedineniya.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.