Прессу — из-под пресса

Слухи о смерти газет несколько преувеличены

В Москве, в гостиничном комплексе Измайлово, состоялась всероссийская конференция главных редакторов городских и районных газет «Новые возможности для развития печатных СМИ в регионах России в посткризисный период». Её организатором было Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, а участники прибыли практически из всех областей, краёв и республик. Архангельскую область представлял, похоже, только автор этих строк.


Надо ли говорить, что темы для обсуждения глубоко волновали редакторов. Поскольку работа конференции затягивалась, то мне пришлось даже отказаться от похода на спектакль «Братья Карамазовы» в Театре на Таганке — весьма знаменательной вехе в истории прославленного коллектива, так как буквально накануне артисты вынесли недоверие своему руководителю Юрию Любимову.
В минуты, когда начинался спектакль, мы слушали выступление эксперта Андрея Мирошниченко на тему, сформулированную не более и не менее как «Смерть газет». Столичный аналитик без обиняков назвал точную дату этого явления — 2036 год, когда абсолютно всеми финансовыми потоками в государстве, в бизнесе и в быту будут распоряжаться люди, родившиеся после 1980 года и никогда не читавшие газет.
Тревожных явлений в печатных изданиях, как и в других СМИ, действительно, немало. Однако практики газетного дела с подобными утверждениями категорически не согласны. В том числе и главный докладчик — заместитель начальника управления периодической печати Федерального агентства Геннадий Кудий. Он полагает, что Интернет ни теперь, ни в будущем не заменит печатную прессу. Интернет — это средство не массовой информации, а времяпрепровождения и общения. И если многие газеты обзаводятся теперь сайтами, то послед-ние должны стать не конкурентами печатных страниц, а работать на поддержку основного издания.
В доходах газет на первое место вышла реклама. Следует заметить, что интернет-сайты печатным СМИ денег, как правило, не приносят. Но в период кризиса доходы от рекламы сильно упали и сейчас ещё не вышли на докризисный уровень. Печатная пресса продолжает терять подписчика. В значительной мере виной тому политика местных властей, издающих большими тиражами бесплатные газеты. Эти проекты обычно дороги и малоуспешны, но своё чёрное дело в отношении изданий, живущих за собственный счёт, сражающихся за читателя, они делают.
Отмечалась явно недостаточная поддержка печатным СМИ со стороны государства. Минфин по-прежнему отказывается решить вопрос о списании нереализованной части тиража на себестоимость газет, а не на прибыль. А также категорически отказывает в предложениях снизить для газет НДС до размера, принятого в цивилизованном мире.
Творческой политики, проблем взаимодействия СМИ с различными структурами коснулся в своём докладе не раз бывавший в Северодвинске секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. По его мнению, явным недостатком является засилье представителей власти на страницах СМИ. Вмешательство власти является сегодня фактором максимального воздействия на печать. В то время как гражданам, вступившим с властными структурами в конфликт, газеты сплошь и рядом отказывают в праве выражать своё мнение на страницах.
По мнению докладчика, в выигрыше будут те издания, которые сумеют наладить своего рода медиаобразование чиновников, так как те зачастую не представляют, что значит грамотно взаимодействовать с прессой. Ценность должны представлять публикации отзывов о газете, в том числе критических, публикация мнений независимых экспертов, писем читателей, ответов должностных лиц. А число публикаций, героями и персонажами которых являются сотрудники власти, должно неуклонно снижаться. Показателем свободы прессы должно являться как можно большее количество голосов, которые могут быть услышаны.
Касаясь Интернета, Касютин сказал:
— Миллионы людей пошли на сайты. Ну и чем они там занимаются? Интернет делает человека манипулируемым. С этой точки зрения он никогда не заменит газеты.
Участников конференции очень волновала проблема разгосударствления СМИ. После того как президент Медведев призвал государство перестать быть владельцем заводов, газет, пароходов, у многих редакций появилась надежда на то, что удастся скинуть иго учредительства власти на свои издания. (Хотя была и другая многочисленная группа — как правило, редакции районных газет, которым без государственной поддержки попросту не выжить.) Прошло более полугода после знаменитого послания Федеральному собранию, однако законодательных актов на эту тему пока что не появилось. Обошли её и принятые недавно поправки к закону «О СМИ».
Впрочем, вопрос о разгосударствлении активно будируют Союз журналистов и Общественная палата. Чувствовалось, что готовы к этому процессу и редакции, представленные на этой конференции. В том числе «Северный рабочий». У нас отношения с правительством области, которое значится соучредителем «СР», вообще какие-то странные. Мы являемся обществом с ограниченной ответственностью, а не государственным или автономным учреждением, как другие городские и районные газеты, которые в виде СМИ соучреждала областная власть. В отличие от них мы не получаем ни копейки средств из областного бюджета. Даже в субсидии из
114-миллионного бюджетного фонда для СМИ на показ деятельности власти в 2011 году область нам отказала, несмотря на то, что «Северный рабочий» имеет самые высокие тираж и периодичность. Что ж, конференция в Москве показала, что эту борьбу редакции надо продолжать.
Николай КОЧУРОВ

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Прессу — из-под пресса
Дата публикации: 13 июля 2011

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia