- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Ключ к Арктике

Автор Северьян Двинской дата: 10 августа 2011 @ 11:42 в Политика | Нет комментариев

Заполярное заседание Совбеза вызвало интерес в отечественной и зарубежной прессе. «Российская газета» оперативно опубликовала интервью с секретарём Совета безопасности Николаем Патрушевым, который в отсутствие Дмитрия Медведева председательствовал на заседании.
Сегодня арктические территории считают зоной своих интересов сразу несколько государств. Причем претендуют они уже не только на арктический шельф, но и на Северный морской путь России. Ряд стран предлагают даже вывести эту морскую магистраль из-под юрисдикции России. Чтобы этого не допустить, Россия должна сама значительно активизироваться в Арктике. Патрушев сослался на президента, который подчеркнул, что Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в XXI веке.
При доле населения меньше одного процента в российской Арктике производится продукция, которая обеспечивает около 20 процентов ВВП России и составляет более 22 процентов общероссийского экспорта. В настоящее время в районах Крайнего Севера добывается 95 процентов газа, 75 процентов нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей Российской Федерации.
Вместе с тем очевидны масштаб и сложность решения задач региона. В настоящее время правительством России проводится большая и серьёзная работа по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике до 2020 года, принятых на заседании Сов-беза в августе 2008 года.
По мнению секретаря СБ, основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счёт использования Северного морского пути. При этом речь идёт не только о проводке судов, но и о создании транспортно-логистических комплексов. Также важно связать вопрос развития транспортной инфраструктуры с решением задач военной и пограничной безопасности. Особое внимание следует уделить мерам по ликвидации на территории арктической зоны стихийных свалок мусора, которые образовались за прошлые годы.
Общий объем грузопотока по трассе Севморпути в 2012 году может превысить пять миллионов тонн. В целом же эксперты прогнозируют увеличение грузооборота по ней более чем в десять раз. Чтобы представить её значение, стоит вспомнить, что этот путь связывает между собой северные регионы на протяжении около шести тысяч километров. В соответствии с проектами ресурсодобывающих компаний по освоению месторождений полуострова Ямал, развитию Сибири и Дальнего Востока арктическая морская транспортная система должна обеспечить объем перевозок по Северному морскому пути к 2020 году — до 64 миллионов тонн и к 2030 году — до 85 миллионов тонн.
Специалистам известно, что маршрут через Северный морской путь по сравнению с трассой через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на десять суток, а также экономит огромное количество топлива — около 800 тонн на среднестатистическое судно. Буквально на днях завершилась проводка под личным контролем министра транспорта Игоря Левитина двух российских новейших танкеров ледового класса тоннажем 70 тысяч тонн в Юго-Восточную Азию. Эта проводка в очередной раз доказала экономическую эффективность Северного мор-ского пути.
На вопрос «РГ» о том, насколько серьёзно перед Россией сего-дня стоят проблемы северного завоза, Патрушев ответил:
— Проблема во многом связана с высоким уровнем издержек и стоимости перевозок, которые увеличивают конечную цену товаров до 60—80 процентов. Большая часть флота морально и физически устарела. Свыше 70 процентов плавсредств имеют срок службы более 20 лет и эксплуатируются на грани этого нормативного срока. Более половины главных двигателей теплоходов в ближайшее время выработают ресурс и уже сейчас нуждаются в замене или капитальном ремонте. При этом явно ощущается нехватка судов, способных работать в условиях крайнего мелководья рек с глубинами от полуметра, а также судов на воздушной подушке и экранопланов. В то же время современный этап развития северных территорий обуславливает дальнейший рост нагрузки именно на малые реки, по которым в настоящее время 20 процентов объема перевозок грузов осуществляется в малотоннажном флоте. Создание новых высокоширотных глубоководных маршрутов, пролегающих севернее Новосибирских островов, позволит осуществлять судоходство крупнотоннажных танкеров и сухогрузов с осадкой более 15 метров. За счёт использования их полной грузовместимости и дополнительной экономии времени будет повышена экономическая эффективность доставки грузов Северным морским путём как в российские порты, так и в Юго-Восточную Азию.

Телеканалы, в том числе и архангельское «Поморье», в репортажах с заседания Совбеза озвучили предложение губернатора НАО Игоря Фёдорова о том, что управление Севморпутём должно осуществляться из Амдермы. Конечно, высокоширотный посёлок находится на трассе пути. Но за последнее время он пришёл в полный упадок, ликвидировано управление гидрометслужбы, которым некогда руководил Артур Чилингаров. Численность населения сократилась в разы.
Исторически столицей Севморпути всегда был Архангельск с его развитой инфраструктурой и высококвалифицированными кадрами. Губернатор Илья Михальчук, судя по всему, в заседании
Совбеза не участвовал. Но в начале недели отпор Фёдорову (впрочем, не ссылаясь на него) дала пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области. В её сообщении говорится:
— Необходимо, чтобы управление Северным морским путём было возвращено в Архангельск. Сейчас управление трассой находится в Санкт-Петербурге. На заседании Морской коллегии губернатор Архангельской области Илья Михальчук предложил восстановить федеральное государственное учреждение «Администрация Северного морского пути» и разместить его штаб-квартиру в столице Поморья. Позже эту идею поддержали председатель Государственной думы Борис Грызлов и президент Государственной Полярной академии Артур Чилингаров. Именно в Архангельской области сложился уникальный сплав практического опыта строительства судов, приспособленных для работы в самых суровых условиях Арктики, в северодвинском промышленном кластере, научного потенциала Северного Арктического федерального университета, огромного опыта моряков-полярников, которые и сейчас каждый год отправляются на изучение Арктики именно из Архангельска. В июле 2011 года архангельская научная флотилия пополнилась новым судном «Профессор Молчанов». Для открытия в Архангельске администрации Северного морского пути есть экономические, исторические и политические предпосылки. Кроме того, мощным толчком для развития всей Русской Арктики может стать строительство нового глубоководного морского порта в районе Сухой губы Белого моря грузооборотом порядка 28 млн. тонн в год.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/08/10/klyuch-k-arktike.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.