- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Вячеслав Росляков: «Нам довелось спасать город»

Автор Николай Кочуров дата: 27 августа 2011 @ 17:38 в Новое на сайте, город | Нет комментариев

Вячеслав Васильевич по-прежнему моложав и энергичен. Тем более, что начинает новый этап своей жизни. Но об этом ниже. А пока что вспомним, как начиналась его столь богатое событиями биография.

В жизни коренного северодвинца, выпускника школы № 1 и питомца Севмашвтуза много светлых страниц. Он начинал на Севмаше учеником токаря, а вырос до ответственного сдатчика первого «Гранита». Да и на хороших людей везло. Юбиляр вспоминает рабочих-наставников Андрея Николаевича Лапочкина, Героев Социалистического Труда Валентина Алексеевича Репина и Михаила Ивановича Титова, начальника 40-го цеха, где он получил трудовую закалку, лауреата Ленинской премии Иннокентия Степановича Бахтина. Есть что сказать о Юрии Всеволодовиче Кондрашове, Анатолии Васильевиче Рынковиче, Викторе Тихоновиче Шилове, Александре Матвеевиче Ижмякове, Анатолии Дмитриевиче Шулико.

А человеком, определившим жизненный путь Рослякова, стал легендарный директор Севмаша Григорий Лазаревич Просянкин. Во время сдачи первого «Гранита» (заказ 605) приходилось встречаться с ним, обсуждать и решать возникшие проблемы по три раза в день. Помнит Вячеслав Васильевич, как в один прекрасный день Просянкин представил 33-летнего сдатчика другой легендарной личности — председателю Военно-промышленной комиссии СССР, заместителю предсовмина Леониду Васильевичу Смирнову: вот, мол, наш самый молодой сдатчик.

Через пару месяцев на заводе проходила аттестация ответственных сдатчиков. Когда Росляков вошёл в директорский кабинет, Просянкин высказался коротко: «Я видел его в деле. Вопросов не имею». Это означало, что аттестация пройдена.

Григорий Лазаревич сулил ему большое будущее на ниве кораблестроения. Но жизнь распорядилась иначе. В 1983 году энергичного неосвобожденного секретаря парторганизации 5-го отдела избрали заместителем секретаря парткома Севмашпредприятия. А еще через два года Анатолий Иванович Громогласов предложил Рослякову избираться вторым секретарем городского комитета КПСС.

— Перед голосованием на пленуме спросили: «Какие вопросы к кандидату?» — вспоминает Вячеслав Васильевич. — «Нет вопросов!» — снова воскликнул Просянкин. А после подошёл к новоизбранному секретарю, поздравил его и дал два совета. Первый: не бойся, чтобы рядом с тобой работали умные люди. И второй: не забывай людей, с которыми свело строительство лодок, и при встрече здоровайся с ними первым.

Работа на уровне города была новым делом. Довелось курировать городское хозяйство, местную промышленность, строительство. Помнится, командир стройки генерал-майор А.Н. Поляков не отказал в любезности приглашать нового секретаря на совещания и планерки, чтобы он поскорее вошел в курс дела. Для строителей, кстати, это было золотое время. Только жилых домов вводили по три десятка в год. В 1987-м был установлен рекорд — 130 тысяч квадратных метров жилья. Благодарен Росляков и тогдашнему председателю горисполкома В.В. Краснову.

Доводилось много учиться, Росляков закончил Ленинградскую высшую партийную школу и Академию народного хозяйства в Москве. А в начале 88-го Вячеславу Васильевичу предложили вернуться на Севмаш — секретарем парткома. Это была высокая номенклатурная должность ЦК КПСС. В цековскую номенклатуру из области входили два человека — первый секретарь обкома и секретарь парткома Севмаша. Не раз доводилось ему участвовать в партийных совещаниях на высшем уровне. Автор этих строк именно от него услышал личные впечатления о М.С. Горбачёве. Но главная работа была в коллективе завода, в цехах, партийных организациях. Политических, социальных вопросов было великое множество. Вячеслав Васильевич с благодарностью вспоминает активную поддержку со стороны многоопытного заместителя гендиректора по кадрам Виктора Ивановича Дарды.
4 марта 1990 года стало судным днем для партийных работников в РСФСР. Они держали экзамен на первых альтернативных выборах в Советы. Многие, в том числе и в нашем городе, не выдержали. А вот Росляков получил поддержку народа и с ней мандат депутата городского Совета. У многих членов того разношерстного собрания было предубеждение к людям с партийной карьерой. Но опыт и возможности Вячеслава Васильевича коллеги-депутаты скоро оценили, избрав его заместителем председателя Совета.
И когда в 93-м город остался без мэра после ареста В.И. Лыскова, глава администрации области П.Н. Балакшин после некоторых раздумий назначил на этот пост Рослякова. Время было трудное. В городе, как и в стране, происходили грандиозные реформы. Зачастую без законодательной основы, нормативной базы.
— Я мог бы, наверное, приватизировать весь город, — вспоминает Росляков. — Но не присвоил никакой собственности. И я, и люди, с кем работал: Владимир Ковалевич, Вячеслав Пузырёв, Николай Спирин. На мой взгляд, самое главное качество для человека, пришедшего во власть, — порядочность. Все они ею обладали и обладают.
Тяжело, но выходили из всех ситуаций с пустотой в городской казне, перебоями в поставках топлива, проблемами транспорта и благоустройства. Город сохранил всю инфраструктуру, все учреждения культуры и образования. Иногда приходилось прибегать к экстраординарным мерам. В холодном 95-м удалось пробиться к самому премьер-министру России В. С. Черномырдину, и тот распорядился перечислить в городской бюджет многомиллиардные (в недоминированных рублях) долги судостроительных предприятий по налогам. Команда Рослякова работала инициативно: постоянно бывали в Думе, стали одними из учредителей Союза российских городов. Именно Вячеслав Васильевич стал инициатором дружеских отношений Северодвинска с Москвой, обратившись с этим предложением к столичному мэру Ю. М. Лужкову, когда он прибыл на Севмаш в октябре 96-го. Получил признание Вячеслав Васильевич и на областном уровне, был избран председателем совета глав городов и районов.
Были и хорошие планы, тем более, что весной 96-го удалось получить подпись президента Б. Н. Ельцына на указе о присвоении Северодвинску статуса морского порта и строительстве в городе нефтеперерабатывающего завода. Имей наш город статус портового и, глядишь, платформа «Приразломная» была бы приписана к Северодвинску, а не к Нарьян-Мару. И сотни миллионов налоговых отчислений пошли бы в наш городской бюджет.
...Перед выборами 1996 года в областных СМИ можно было встретить информацию: Росляков является одним из претендентов на должность губернатора. Может, это и сыграло роль в его отставке, инициированной новым главой области А.А. Ефремовым? Во всяком случае, каких-то реальных претензий к Рослякову высказано не было. И когда Вячеслав Васильевич обратился в суд, Фемида восстановила его в должности мэра.

А потом были декабрьские выборы городского главы, которые Росляков проиграл А.Н. Беляеву, им же и приглашенному в администрацию Северодвинска. И в 2000 году реванш на выборах тоже взять не удалось.

Серьезные испытания, тяжкие удары судьбы... Но Вячеслав Васильевич не озлобился, не замкнулся в себе, не утратил чувства юмора. Он плодотворно работал в руководстве нескольких компаний, оринтированных преимущественно на кораблестроение. Последние годы руководил городской инспекцией Госстраха. А на пороге 65-летия решил уйти в частный бизнес. При расставании с коллективом получил достойную награду — Почётную грамоту Росгосстраха за развитие страхового бизнеса в Архангельской области.

— Я прожил всю жизнь в Северодвинске и никогда его не покину, — говорит он. — И в жизни своей ничего не хотел бы менять. То, что сделано, — это не зря. Счастлив оттого, что 44 года живу со своей супругой Людмилой Александровной, которую ценю и люблю и которая всё также энергично работает учителем истории в 25-й школе. На хорошем жизненном пути дети. И перед юбилеем хочу искренне пожелать всем северодвинцам доброго здоровья и благополучия.

Фото Д. Попова


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/08/27/vyacheslav-roslyakov-nam-dovelos-spasat-gorod.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.