- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Опасное путешествие «Дервиша»

Автор Галина Чарупа дата: 6 сентября 2011 @ 15:42 в Новое на сайте, Общество, Самое читаемое | Нет комментариев

Это не сказки
«Минуло полгода с того дня, как хромой дервиш отправился в своё опасное путешествие...» «Идёт, опираясь на посох, одинокий дервиш...» Не случайно начинаю я с восточных сказок рассказ о торжествах в честь 70-летия прибытия в Архангельск первого каравана судов с грузами помощи от союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Караван пришёл 31 августа 1941 года и имел обозначение «Дервиш» (Dervish).

В разговорах на празднике и звонках в редакцию не раз звучал вопрос, что означает слово «дервиш». Дервиш (с персидского «бедняк, нищий») — мусульманский аналог монаха. Одни дервиши жили в обителях, другие странствовали. Странствия — пожалуй, вот что объединяет таких далёких друг от друга монахов-суфиев и конвои через Северную Атлантику. Не будем забывать, что «Дервиш» — кодовое название секретной военной операции и не должно было напрямую говорить о её сути. Позднее конвои обозначались литерами PQ и JW, а «Дервиш» стал считаться караваном PQ-0.

Ещё вопрос (его задал по телефону наш читатель пенсионер Николай Сергеев): «Как СССР расплачивался с союзниками за поставки по ленд-лизу?»

Вот что ответил мне на вопрос о долгах по ленд-лизу и значении конвоев Василий Андреевич Попович, контр-адмирал в отставке и кандидат исторических наук (Москва):
— Я согласен с мнением А.И. Микояна, что без ленд-лиза нам было бы труднее, но войну мы всё равно бы выиграли, хотя она бы длилась дольше на год-полтора. Да, мы до сих пор должны за те поставки более 100 млн. долларов. Но наши люди, которые воевали на предоставленной союзниками технике и участвовали в проводке караванов, не могли знать об этом, о будущих долгах. Они настоящие герои. Низкий поклон ветеранам и вечная память погибшим.

На юбилей Северных конвоев в Архангельск прибыли генеральный консул Великобритании в Санкт-Петербурге Гарет Эдвард Ворд, первый морской лорд и начальник штаба ВМС Великобритании Марк Стэнхоуп, и.о. генерального консула США в Санкт-Петербурге Майкл Клечески, бригадный генерал атташе посольства Франции по вопросам обороны Жан Марен и другие иностранные дипломаты. На торжественном приёме в областном театре драмы имени М.В. Ломоносова и других мероприятиях высокие гости выражали признательность ветеранам конвоев. И, конечно, речь шла о том, что объединившись легче выстоять перед лицом любой агрессии.

За годы войны Мурманск, Архангельск и Молотовск приняли более 40 караванов с 3,7 млн. тонн грузов (из них через Молотовский порт прошли 1,3 млн. тонн). В конвойных операциях участвовали не только моряки Советского Союза, США, Великобритании, Канады, но и Франции, Польши, Дании, даже Либерии, Панамы и других стран.

Тысячи людей собрались в Архангельске на митинг у Вечного огня, а после него следили за показательным штурмом «коммандос» с большого десантного корабля «Георгий Победоносец». Кроме него, на Северной Двине стояли малые противолодочные корабли «Онега» и «Нарьян-Мар». Военные Беломорской военно-морской базы и Архангельского гарнизона прошли торжественным маршем от Вечного Огня по набережной и Троицкому проспекту. Вечером состоялось многолюдное открытие у гостиницы «Пур-Наволок» стелы «Архангельск — город боевой славы». Потом были концерт у областного театра и праздничный салют.

Роль Молотовска
Спорили мы с одним из ветеранов: он утверждал, что неправильно говорить «Молотовский порт», точное название — Молотовский (6-й) участок Архангельского порта. Формально он прав. Но в документах можно встретить и то, и другое написание. Например, в телеграмме за подписью самого И.В. Сталина значится: «...обязать наркомфлот Шишова, начальника Мурманского порта Новосадова, начальника Архангельского порта Дикого и начальника Молотовского порта Причерт обеспечить своевременную загрузку подаваемых вагонов грузами». Телеграмма относится к 1944 году и представлена в Северодвинском краеведческом музее на открывшейся 29 августа выставке «Dervish. Пункт назначения — Молотовск».

О роли нашего города в операциях по ленд-лизу рассказала сотрудник музея Анастасия Цветкова:
— В Архангельске ледовая обстановка была сложнее, Двина быстрее и крепче сковывалась льдом, чем Никольское устье, и некоторые из караванов полностью разгружались в Молотовском порту, особенно в суровые зимы 41—42 и 42—43 годов. Кроме того, сюда могли зайти крупнотоннажные суда. У нас разгружались танкеры и была база ледокольного флота. У нас же специальные суда получали уголь и потом передавали его на другие транспорты.
— Работали ли в порту заключённые?
— Порт создавался строительством 203, а рабочей силой там были вольнонаёмные и заключённые. В декабре 41-го и январе 42-го надо было построить большую линию причалов. Это было невозможно при использовании только труда вольнонаёмных. Мы в архивах нередко встречали распоряжения: предоставить заключённых в количестве 200 человек для разгрузки. Скорее всего, их труд использовался на любых работах в порту.

Материал о военных годах Молотовска собирается по крупицам.
— Надо отметить труд краеведа Л.Г. Шмигельского: в 90-е годы он очень много сделал для раскрытия роли Молотовского порта. Большинство работников Молотовского порта были приезжие: командированные, эвакуированные, сосланные — и впоследствии уехали из города. Конечно, были люди, которые остались, но из них сейчас живы единицы.
— Правда, что многие документы о работе порта рассекречены совсем недавно?
— Да, и только имеющие гриф «хранить 50 лет». А есть и с грифами «хранить 100 лет» и «хранить вечно». Значит, неизвестные пока ещё страницы истории Молотовского порта будут изучены историками будущих поколений.


40-е, роковые...

Один из ветеранов-москвичей рассказал, что его воспоминания о военном Молотовске связаны с деревянными мосточками. Из порта в город идти далеко, а мосточки узенькие: шаг в сторону — и ты в болоте.

Евграф Евлогиевич Яковлев (Мурманск) помнит, что в Молотовске были деревянные дома и что он с другими моряками ходил в городской театр на спектакль «Слуга двух господ».
В 14 лет поступил Евграф Евлогиевич в школу юнг, но на Соловках пробыл лишь два месяца:
— Людей не хватало, и нас отправили в Архангельск. В Молотовск мы на танкере «Михаил Фрунзе» в 43-м и 44-м приходили и уходили — топливо надо было отдавать на другие суда. У нас был первый трюм — мазут, второй — мазут, третий — дизельное топливо. Зимой заходили в Молотовск, а летом брали топливо на Бакарице. Я был матросом-сигнальщиком и рулевым. Мы на корабле всё делали как другие матросы, скидок на возраст не было.

Ветеран показывает фотографии. Вижу на них его вместе с нашим старым знакомым Биллом Лоузом.
— Это мой друг Билл, он из Англии. А это Ферри, тоже мой друг, канадец.
— А во время войны вы с иностранцами общались?
— Конечно. Хотя нам не очень-то разрешали. У меня была гармошка. Я заиграю — наши подходят, и они подходят. Общались. Песни пели.
Яковлев ждал встречи с Биллом в 2005 году, но английский друг скончался, не дожив до 60-летия Победы всего месяц.
С каждым годом всё меньше приезжает ветеранов. На «Дервиш-2011» приехали шесть британских участников конвоев, из США — лишь один. Все дни праздника за вереницей автобусов с ветеранами ездила машина «скорой помощи», и её врачи не остались без работы. Волнения, переезды, смена погоды — вот и схватывает сердце то у одного, то у другого ветерана. Ведь многим из них уже за 90, самым младшим по 85.

Обмен беретами
Ветеранов можно различить по беретам: белые — у членов британского «Русского конвойного клуба», синие — у российского «Братства Северных конвоев», чёрные — у питерской организации «Полярный конвой».

Алексея Ивановича Высоких (Архангельск) принимают за британца: элегантная бородка, белый берет.
— Мне его подарили! С англичанами встречаемся не первый раз, появились приятели. И вот после одного из фуршетов мы сделали чейндж (changе — обмен. Г.Ч.): я ему — свой синий берет, а он мне — свой белый.

Алексей Иванович разговорился с Анатолием Арсентьевичем Хенковым (Онега), и у них оказались общие воспоминания!
— Я на «Онеге» был, это лесовоз норвежской постройки, — вспоминает Хенков. — Нас 22 апреля 45-го подбили... Мы шли с Лиинахамари с трофеями. Был большой конвой: норвежские тральщики, «Гремящий», миноносец «Куйбышев». Первым торпедировали норвежца, потом нас.
Высоких подхватывает:
— А их команда к нам пришла на пароход «Петровский».
Вспомнили погибших женщин: буфетчицу Фёдорову, радистку Варягину, как кричала «Спасите, товарищи!» повар Усольцева, попавшая под винт... Из 32 человек экипажа «Онеги» спаслись 27.

И в мирное время
О мужестве наших моряков в послевоенные годы тоже вспоминали на юбилее конвоев. Во время встречи с курсантами Детского морского центра «Североморец» ветераны флота говорили о «Хиросиме» АПЛ К-19, которая произошла 50 лет назад — 5 сентября 1961 года.

На воинском мемориале на Яграх участники торжеств поклонились памятному камню экипажу АПЛ «Курск». Очень жалели московские гости, что не попали в музей Севмаша (это посещение было запланировано в первоначальном варианте программы). Но даже без этого трёхдневная юбилейная программа получилась очень насыщенной.

— Я счастлив, что попал на торжества в честь юбилея конвоев, — тихо говорит ветеран Хенков. — За все годы, что они проводятся, приглашён первый раз.

Фото В. Капустина и автора


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/09/06/opasnoe-puteshestvie-dervisha.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.