- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Гособоронзаказ и перспективы «Звёздочки»

Генеральный директор Владимир Никитин рассказал о них на борту парохода «Н.В. Гоголь»

Автор Николай Кочуров дата: 7 сентября 2011 @ 15:16 в Первая полоса | 1 комментарий

Рост — в полтора раза
Прозвучали над Двиной три гудка, заиграл марш «Прощание славянки», и мы отправляемся в путь. В этом году старейшему пароходу России исполнилось 100 лет. По такому поводу на нём сделан капитальный ремонт.

Располагаемся в носовом салоне, красиво отделанном и оформленном. На стенах картины из истории мореплавания на Севере.

Владимир Семёнович, коротко рассказав о юбилейном ремонте парохода, перешёл к злобе дня. Гособоронзаказ 2011 года — что важнее сейчас для корабелов Северодвинска! Генеральный в субботу вернулся из Москвы, воскресенье проводит с нами, а в понедельник снова летит в столицу. В кабинете заместителя председателя правительства России И.И. Сечина идут сложные переговоры с участием представителей Министерства обороны, Объединённой судостроительной корпорации и директоров заводов о заключении контрактов. Присутствуют министр обороны А.Э. Сердюков, главком Военно-морского флота В.С. Высоцкий.

Как известно, на конец прошлой недели не были подписаны 15 контрактов МО с ОСК. Один из них удалось подписать только «Звёздочке» — по модернизации АПЛ «Воронеж», на которой после ремонта дополнительно требуется провести герметизацию реакторов. Другие контракты касаются АПЛ «Новомосковск» и строительства корабля-транспорта для вооружений по типу недавно сданного ВМФ судна «Звёздочка». Такие корабли очень востребованы. А поскольку у истоков их создания стоял академик С.Н. Ковалёв, есть предложения назвать новый транспорт его именем.

Государственный оборонный заказ в этом году по сравнению с прошлым на «Звёздочке» должен вырасти в полтора раза. Судя по ходу переговоров, не возникнет проблем с фондом зарплаты. Корабелы нашли здесь понимание военного ведомства. Впереди ремонт и модернизация кораблей проекта 971 «Барс» (на «Звёздочку» пришла достроенная уже в постсоветское время АПЛ «Гепард»). Не минуют центр судоремонта и подлодки проекта 949 «Гранит» (типа «Курска»). Послужат флоту титановые «Барракуды». Головным подрядчиком по их модернизации будет Севмаш, но определённая часть работ достанется и «Звёздочке». Новое направление работы для ЦС — сервисное обслуживание кораблей. В списке, согласованном с Минобороны, аж 280 боевых единиц.

«Красной кузнице» — новую жизнь
Проходим исток реки Кузнечихи, Мосеев остров. Перед нами корпуса завода «Красная кузница», и Владимир Семёнович рассказывает о планах, связанных со старейшим судостроительным предприятием Севера. В одном из пролётов сборочно-стапельного цеха будут строить подводные добычные комплексы, которым предстоит обеспечивать безопасность платформ типа «Приразломной». Во втором пролёте предполагается наладить совместно с иностранной компанией выпуск поворотных винто-рулевых комплексов. Для этого на базе «Красной кузницы» будет создано совместное предприятие. Куплен новый плавучий док, который тоже не будет стоять без работы.

Конечная северная точка нашего путешествия — СРЗ № 176. Военное предприятие тоже было изрядно разграблено, утрачены технологии, распался коллектив. С передачей «Звёздочке» завод получил второе дыхание. Новый директор посланец головного предприятия Н.Н. Васьков сумел наладить здесь не только судоремонт, но и судостроение.

Нам демонстрируют грузовое судно «Пирамида», построенное на 176-м для перевозки угля со Шпицбергена. Архангельск, конечно, по праву считается родиной русского судостроения. Но сколько десятилетий назад было построено здесь последнее судно? А с приходом «Звёздочки» начали появляться новые корабли.

А что с гражданской продукцией?
Самый крупный заказ в этой сфере — самоподъёмная буровая установка «Арктическая». Её отправку на месторождение ягринцы приурочили к 29 октября, ожидается, что в этот день в Архангельске будет находиться президент России Д.А. Медведев. Создание СПБУ — большой успех, но аналогичных гражданских заказов «Звёздочка» не имеет. Удельный вес «гражданки» будет резко сокращаться. Задерживаются заказы по Штокмановскому месторождению. Росрыболовство упорно не хочет заказывать своему производителю траулеры...

Как известно, в состав «Звёздочки» включены восемь заводов на Белом, Баренцевом, Каспийском и Чёрном морях. С одной стороны, это свидетельствует об авторитете центра судоремонта. С другой стороны, тяжёлая нагрузка ложится на экономику предприятия. Ведь финансовое положение большинства филиалов весьма тяжёлое. В прошлом году головное предприятие получило полмиллиарда рублей прибыли. Увы, долги филиалов съели львиную долю. (Правда, некоторые из них демонстрируют признаки выздоровления. Вспомним хотя бы 35-й судоремонтный завод в Мурманске, где достраивалась платформа «Приразломная».)

В этих условиях «Звёздочка» держит курс на активное участие в федеральных целевых программах. Программа реформирования оборонно-промышленного комплекса России, программа радиационно-ядерной безопасности, программа развития гражданской морской техники... Это фундаментальные направления в деятельности «Звёздочки», и есть надежда, что они стабильно будут финансироваться из федерального бюджета.

Не забывают на предприятии и алмазный проект. «Звёздочка» ведёт сортировку и огранку алмазов с месторождения им. М.В. Ломоносова в Приморском районе. А вскоре начнётся разработка месторождения им. В.П. Гриба в Мезенском. Ягринцы думают о развитии материальной базы алмазного производства. Возможно, специализированный цех будет открыт в Архангельске на «Красной кузнице» — это сократит транспортные расходы.

Журналисты спросили о судьбе атомного крейсера «Киров», который добрый десяток лет назад пришёл на «Звёздочку» под названием «Ушаков». Позже имя знаменитого флотоводца было присвоено восстановленному на «Звёздочке» эсминцу. А тяжёлый атомный ракетный крейсер так и стоит у причала. К сожалению, Минобороны никак не определится с его судьбой. В результате сорвался проект выгрузки ядерных отходов совместно с итальянской компанией. Тогда помещения огромного корабля можно было хоть как-то использовать — например, под гостиницу.

Зато недавно на Ягры пришёл крейсер «Маршал Устинов». Корабль находится в хорошем состоянии. Корабелы горят желанием быстрее начать его ремонт. В.С. Никитин предложил журналистам провести следующую встречу на его борту.

Фото Д. Попова


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/09/07/gosoboronzakaz-i-perspektivy-zvyozdochki.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.