- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

В Архангельске открылась выставка Никаса Сафронова

Автор Галина Чарупа дата: 7 сентября 2011 @ 17:02 в Культура, От номера - до номера | Нет комментариев

Мы, жители российской провинции, знакомы с творчеством Никаса в основном по репродукциям. И вот — свершилось. По предложению губернатора И.Ф. Михальчука в Архангельске впервые проходит выставка Никаса Сафронова (при этом художник отказался от финансирования проекта из бюджета, осуществив его на собственные средства). Как сказал Никас, экспозиция не имеет определенной концепции: «Организаторы просто забрали всё, что нашли в моей мастерской». Нашли не так уж мало: в трёх залах музея имени А. Борисова разместились 84 работы — портреты, пейзажи, символические композиции, картины в эксклюзивном сафроновском стиле dream vision («Я помню свои сны за 15 минут до пробуждения. Когда просыпаюсь, делаю зарисовки»).

Как только не называют Никаса Сафронова в прессе: он и живой классик, и гений современности. И коль скоро сам художник приехал на открытие выставки, журналисты не упустили шанс задать ему массу вопросов. Надо сказать, в общении Никас открыт, доброжелателен и обстоятельно отвечает на все вопросы.

На вернисаж художник приехал прямо с митинга у Вечного огня и потому начал разговор с праздника «Дервиш-2011»:

— 70-летие северных конвоев должно было бы отмечаться в России полномасштабно, не только на местном уровне. Мы должны дорожить всякой историей, особенно такой.

— Вы патриот?

— Я патриот этой страны. Мне нравится мир маленьких городов, где люди другие и всё другое, не такое как в Москве. У меня есть внутренняя тяга к посещению таких мест. Я сам из маленького города — из Ульяновска, тоже ушёл из дома в 16 лет, как Ломоносов.

— В ваших работах есть военная тематика?

— У меня более метафорный подход к картине, я не очень воспринимаю, когда рисуют убийства, кишки торчат. Одна американская галерея предложила тему — 11 сентября. Они принесли фотографии кричащих людей, падающих зданий. А я просто нарисовал развалины и на них плачущего ангела. Здесь больше глубины и скорби о том, что мы творим с миром, нежели нарисовать прямо в лоб.

— Как вы относитесь к политике?

— Политика — это грязное дело. Ни в одной партии я не состою. Но готов поучаствовать во всех их акциях, связанных с благотворительностью.

— Поражает длиной список ваших наград. Не теряется ли их ценность из-за количества? Какая из них вам наиболее дорога?

— Дорогие награды — те, которые дал мне Патриарх. Орден Преподобного Серафима Саровского, орден святой Анны. За строительство храма, часовни, курирование двух школ. Настоящая награда — это любовь людей, которым ты помогаешь. Когда подходят и говорят: «Никас, спасибо, что вы дали нам мастер-класс. Что дали картину на аукцион, мы продали её и купили инвалидам лекарства».

— О портретах, которые вы пишете. Вам интересны знаменитости?

— Мне интересны люди интересные.

— Вы пишете на заказ?

— Я этим живу.

— Насколько сложно объясняться с заказчиком?

— Заказчик должен мне доверять. А когда тебе диктуют... Была одна дама. Она говорит: «Хочу, чтоб на картине была вот эта кровать — она Марии-Антуанетты. И вот эти туфельки — они с бриллиантами. Вот эти чашечки, вот этот камин, и сад чтобы был». И когда я всё это нарисовал — от платья, золотом шитого, до кровати — она сказала: «Вы меня не почувствовали». Я сказал: «Да пошла ты!» Я отказался от заказа, что делаю крайне редко. Одна мадам принесла мне фотографии: «Рисуйте по ним». — «Только вживую». — «Я вам плачу». — «Я могу сам вам заплатить».

— А почему у вас Ломоносов без лица?

— Повторять лицо Ломоносова? Это было бы смешно. И я же не видел его. Вместо лица я решил показать дорогу, по которой он шёл, и перспективу, возможность будущего развития (о картине «Воспоминания о Ломоносове». — Г.Ч.)

— Что думаете об инициативе Зураба Церетели установить на Соловках 100-метровую статую Христа?

— Зураба Константиновича я так люблю, что сам готов памятник тащить и поднять выше. Церетели — это факт истории. Очень большая личность. Человек гостеприимный, сердечный. Меценат. Прекрасный собеседник. У него замечательные работы живописные, не говоря уже о скульптурных.

— Вы пишете маслом, акрилом?

— Акрилом не пишу. Я пишу маслом — старым дедовским способом, которым работал Леонардо.

— Злые языки говорят, что вы салонный художник.

— Салонный художник был и Веласкес. Много было салонных художников, модных художников. Рафаэль был модный художник, Леонардо да Винчи, Гойя... Ни в модном, ни в салонном ничего плохого нет.

***

Выставка будет работать до 16 октября, так что познакомиться с творчеством Никаса Сафронова смогут все желающие. Адрес музея: ул. Поморская, 3, телефон (8182)20-56-47. А если у вас имеется запас амбиций и денежных средств, можно приобрести понравившиеся картины для личной коллекции или заказать портрет кисти живого классика.

Фото А. Московцевой


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/09/07/v-arxangelske-otkrylas-vystavka-nikasa-safronova.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.