- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Талант открывать таланты

Автор Галина Чарупа дата: 17 сентября 2011 @ 13:06 в Культура | Нет комментариев

Побеседовать на эту тему я решила с заместителем директора детской художественной школы № 2 Н. Солоницыной. Наталья Ивановна не только преподаёт, то есть каждый день работает с юными талантами, но и сама безусловно человек талантливый. Хотя на вопрос, когда поверила в свой талант, моя собеседница ответила:
— Не знаю, есть ли у меня талант.

Наталья Ивановна явно поскромничала. Поступая в Абрамцевское художественное училище, она выдержала конкурс десять человек на место; окончив его в 1982 году, получила диплом с отличием (по специальности «Художественная роспись по керамике»). Мне довелось работать с ней в одном коллективе; я видела её рисунки, картины и роспись по дереву, удивлялась изобретательности в создании неожиданных шедевров из бумаги, например медалей с цветными «юбочками» для целого класса выпускников.

Родом Наталья Ивановна из Казани. После учёбы в подмосковном Абрамцеве приехала в наш город, потому что вышла замуж за однокурсника-северодвинца:
— Муж у меня специалист по художественной обработке дерева. В Северодвинске я сначала работала в стройгруппе объединения «Общепит», мы оформляли кафе, рестораны. Потом меня уговорили пойти в детский сад, где нужен был педагог и художник. Об этом периоде у меня остались хорошие воспоминания. Так жизнь меня направила, что я прошла путь от самых маленьких, начиная с трёхлеток, до старших (17—18 лет). Наверное, чтобы понять, как учить старших, надо сначала понять, как учить малышей.

— Чем отличается преподавание в детском саду и художественной школе?

— В детском саду идёт развитие у ребёнка воображения, моторики, формирование навыков рисования. В «художке» более сложные творческие и технические задачи. Конечно, все педагоги ставят задачу развития творчества, фантазии, но, думаю, в рамках только учебного времени даже в художественной школе на это маловато времени. Можно ожидать чего-то большего, если человек и вне учебных занятий не расстаётся с карандашом и кисточкой.

— Как быть, если родители считают, что у ребёнка талант, а вы видите, что это не так?

— Сейчас все родители думают, что у них талантливые дети. И это хорошо. Это правда, что каждый ребёнок талантлив по-своему. У большинства можно развивать те или иные способности. Но важно не только, чтобы мы их увидели, а чтобы у ребёнка было желание заниматься. Бывают очень способные дети, но нет желания — и ничего поделать нельзя. Другая ситуация: ребёнок не такой способный, но хочет. И очень много случаев, что он добивается больше, чем способный.

— Мне кажется, сейчас художнику не так-то легко заработать на жизнь. Время способствует закапыванию таланта в землю?

— Ни в какие времена талант нельзя закапывать в землю.

— Знаю музыканта, который преподавал в музыкальной школе, играл в известной группе. Сейчас он менеджер, практически не играет и прекрасно себя чувствует.

— Значит, он нашёл себя в другом. Если ты по-настоящему творческая личность, талант не закопать, он всё равно прорвётся! Хорошо, конечно, найти человека, который поможет тебе реализовать свой талант. Сегодня художник может найти чем заработать: частные заказы, оформление офисов, компьютерный дизайн. Надо искать, даже самому себя предлагать, если видишь возможность приложения своего творчества.

— Талантливые дети уезжают из Северодвинска...

— Согласна, растим таланты для других. У нас специфический город. Отдыхая в других местах, вижу, что наши дети изначально на ступеньку выше. В Северодвинске несмотря ни на что хорошая интеллектуальная и творческая среда. Дети тянутся к творчеству, и таких детей много. И это закономерно, что они уезжают туда, где могут реализоваться. Человек должен стремиться к своей мечте, расти. У нас среда для произрастания талантов хорошая, а поле для их применения меньше, чем в других городах. К тому же Северодвинск — город подвижный в силу профессионального состава населения (например, военных), переезды — частая ситуация.

— Кто из ваших учеников стал профессиональным художником?

— Я работаю в ДХШ с 2004 года, и мои ученики только начали поступать в вузы и училища. Полина Высоцкая — в СПбГУ имени А.И. Герцена, Полина Жукова — в Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, двое на специальность «Архитектура» — Серафима Осипова в Вологодский технический университет, Алёша Митяев в Калининградский колледж градостроительства.

— Ваши собственные дети тоже пошли по вашим стопам.

— Да, оба тоже учились в Абрамцевском училище. Дочь Анна — по керамике, как мама. Сын Дима — по дереву, как папа. После училища Аня окончила иконописное отделение Московской православной академии; работает в Троице-Сергиевой лавре. Дима — пятикурсник факультета графического дизайна Московского областного педагогического университета.

— Вы заместитель директора по методической работе. Методика — это «чему учить» и «как учить». Появились ли в этой сфере какие-либо новые веяния?

— Было хорошее и в старое время. Нас прекрасно учили классическому подходу к изобразительному искусству. А сейчас, наверное, главная задача — индивидуальное развитие ребёнка. Чтобы каждый искал и нашёл свою стезю. Общество требует от детей нового, необычного, личностного.

— Наше время — время проектов. В художественных школах предусмотрена программой какая-либо проектная деятельность?

— В программах нет. Но мы сами придумываем творческие задания, которые заставляют детей по-иному смотреть на среду, которая их окружает, пробовать себя в чём-либо необычном. Например, расписать стены, мебель или к году Кота населить школу рисованными и объёмными котами.

Конечно, Наталья Ивановна и сама рисует. Работы не выставляет, а раздаривает. Любит живопись, графику, пастель. А в последнее время увлеклась акварелью.

Как сообщила директор ДХШ № 2 Л.В. Сафонова, в этом году в школе много новеньких: 97 человек поступили в первый класс, более 300 ребят пришли в подготовительные классы. К сожалению, помещений для работы не хватает — и в каждом кабинете приходится заниматься в три смены.
В школе завершается начатый летом ремонт. За счёт бюджета проведена замена труб и электрооборудования; на собственные средства школы — косметический ремонт и реконструкция ряда систем и помещений. Директор пригласила зайти в школу после ремонта — оформление некоторых помещений будет весьма оригинальным.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/09/17/talant-otkryvat-talanty.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.