Ворота в Арктику


24 сентября в Архангельске завершается II Международный Арктический форум


Ещё за две недели в прессе появились сообщения, что в гостиницах областного центра нет свободных мест. Часть из 400 участников форума пришлось размещать в Северодвинске. Понятно, что видных политиков, учёных, экспертов принимать надо с почётом и комфортом.

Утром в четверг квартал Северного Арктического федерального университета был оцеплен силами правопорядка. В связи с приездом премьер-министра Владимира Путина и других высокопоставленных особ принимались повышенные меры безопасности. На углу проспекта Ломоносова и улицы Северодвинской даже пожарная машина дежурила. Бросилась в глаза и такая картина: на рейде Северной Двины, как в советские времена, стояла целая эскадра морских транспортных судов. Такого мы лет 15 точно не видели...

В десять утра
Освещать форум приехало, как никогда, много журналистов — из зарубежья, из Москвы и разных российских регионов. На третьем этаже для них выделили целых три зала, оснащённых современными средствами информатики, даже синхронным переводом. У здания САФУ гостей встречали духовой оркестр и молодёжь в белых одеждах и с зонтиками, исполняющая незамысловатый танец.

Десять часов утра. Форум открыл президент Русского географического общества (под эгидой которого проводилось столь представительное собрание) министр по чрезвычайным ситуациям России Сергей Шойгу. Весомым было выступление нашего земляка вице-президента Российской академии наук Николая Лавёрова. Николай Павлович помимо прочих нагрузок возглавляет научно-экспертный совет Морской коллегии при правительстве России. Он воздал должное непреходящей роли Архангельска в освоении Арктики, дал высокую оценку созданию САФУ. По мнению академика, Россия должна расширять континентальный шельф Арктики. В этой связи Лавёров с тревогой говорил о том, что уже через пять лет ледокольный флот страны будет недееспособным.

Что предлагает область
Запоминающимся было выступление губернатора Ильи Михальчука. Он высказал глубокое удовлетворение тем, что Архангельск стал главной площадкой для обсуждения проблем Арктики. Особенно приятно, что это происходит накануне 300-летия со дня рождения нашего великого земляка М.В. Ломоносова. Из Архангельска в разные годы ушли более 300 арктических экспедиций. Здесь находилась штаб-квартира Северного морского пути. Сегодня предприятия Северодвинска стали пионерами в деле создания морских платформ для добычи углеводородов на шельфе. Большие перспективы сулит строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», причём область берёт на себя прокладку наиболее трудного участка Карпогоры — Вендинга длиной более 200 километров. Область готова участвовать в разработке Штокмановского газового месторождения.

В связи с созданием САФУ появилась возможность увеличить подготовку кадров для работы в Арктике. Но надо идти дальше. Губернатор предлагает создать в Архангельске арктический научный центр с прямым подчинением РАН — это будет поистине ломоносовский шаг. Учёным у нас есть чем заняться — например, назрела проблема качества питьевой воды. Резонно заключить соглашение регионов России о совместной деятельности в Арктике. А также ежегодно проводить в Архангельске Арктические форумы и саммиты приарктических государств.
Надо сказать, что большинство из этих предложений было поддержано, в частности Сергеем Шойгу и министром транспорта России Игорем Левитиным.

Главная морская трасса
В 2010 году по Северному морскому пути было совершено 11 транзитных рейсов, а за восемь месяцев 2011-го совершено уже 25. Общий объём перевозки грузов увеличится в пять раз.
— Это позволяет говорить, что перевозки по северной магистрали переходят из разряда экспериментальных в разряд коммерческих, — подчеркнул заместитель министра транспорта Виктор Олерский.
— Навигация этого года показала, что перевозка грузов по Севморпути реальна даже крупными судами, — уверен генеральный директор ОАО «Совкомфлот» бывший министр транспорта России Сергей Франк. — Перевозка грузов по северным маршрутам имеет очевидные преимущества. Это сокращение сроков доставки грузов, экономия топлива, уменьшение выбросов парниковых газов, отсутствие в полярных водах пиратов. Экономия времени в рейсе танкера до Китая составила 18 суток. Для полноценного возрождения Севморпути необходимо загружать корабли не только в направлении запад—восток, но и обратно.

Игорь Левитин сообщил, что в ближайшее время на рассмотрение Госдумы будет внесён законопроект «О Северном морском пути». Первым шагом в развитии транспортной системы Арктики станет строительство современного атомного ледокола, который будет заложен в этом году.

При участии «Белкомура»
Архангельск имеет все условия для обеспечения надёжного транзита грузов по Севморпути. А строительство глубоководного порта «Северный» позволит сделать Архангельский транспортный узел крупнейшей перевалочной базой для Арктики и Сибири. Это является важной частью проекта «Белкомур».

Железнодорожная магистраль «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) протяжённостью 1252 километра свяжет Урал и Сибирь с портами Архангельска и Мурманска. Это позволит сократить транспортный путь на Север, расширить тупиковые транспортные узлы на территории трёх российских регионов — участников проекта, обеспечить доступ к сырьевым ресурсам труднодоступных территорий, дать им новый импульс развития. Проект включён в комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангель-ской области. Общая стоимость проекта, который будет реализован на условиях государственно-частного партнёрства — 118 млрд. рублей.

Стратегическую необходимость строительства северного звена «Белкомура» подтвердил на пленарном заседании форума губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Он сказал, что в настоящий момент есть возможность найти инвесторов для строительства южного участка магистрали, но это является локальной, а не стратегической задачей. Проект обоснования инвестиций готов, на данном этапе можно приступать к разработке проектно-сметной документации. Однако от государства нужны чёткие гарантии дальнейшей реализации проекта, который включён в Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2033 года.
Заместитель министра транспорта Виктор Олерский заявил, что альтернативы проекту «Белкомур» нет, и рано или поздно он будет реализован. Олерский предложил продлить магистраль от Архангельска до Мурманска.

С прибытием, Владимир Владимирович!
Выступление премьер-министра России было намечено на 15 часов. Но Владимир Путин по своей привычке опоздал. В аэропорту его встречал губернатор Илья Михальчук. После прибытия в САФУ председатель правительства осмотрел выставку Русского географического общества и экспозицию, посвящённую проблемам развития транспортного комплекса российского сектора Арктики и освоения минеральных ресурсов Северного Ледовитого океана. Кроме того, Владимир Путин провёл видеоконференцию с российскими нефтяниками, находящимися на борту уникальной морской ледостойкой нефтяной платформы «Приразломная».

Выступая на пленарном заседании форума, Путин сказал:
— Отрадно, что традиции Русского географического общества имеют достойное продолжение, и этот форум ещё раз это доказывает. Ровно год назад форум, проведённый в Москве, получил свое продолжение. Мы решили проводить его ежегодно, и, как видим, форум стал приближаться к Арктике. В этом году мы проводим его в Архангельске. Именно здесь, на берегах Северной Двины, создавался российский флот. Еще в XVII веке строились первые крупные верфи. Архангельская земля — родина великого сына русского народа Михаила Ломоносова, предсказавшего огромное значение Севера для России и всей цивилизации. Отсюда уходили легендарные экспедиции для изучения северных регионов, в том числе русско-шведская экспедиция 1878 года, положившая начало навигации по Северному морскому пути и ставшая по сути первым совместным международным проектом в Арктике.

Он подчеркнул, что с Архангельском связано и будущее развитие Арктического региона, прежде всего его водных и транспортных магистралей, среди которых особое место занимает Северный морской путь. Путин рассказал о приоритетных мерах правительства РФ, направленных на развитие арктической транспортной системы. Речь, в частности, идёт о расширении действующих портов и строительстве новых в Варандее и на полуострове Ямал, модернизации автомобильных, железнодорожных магистралей, северных аэродромов, аэропортов. Кроме того, до 2020 года в России планируется по-строить три новых современных атомных и шесть дизель-электрических ледоколов. На эти цели предусмотрено порядка 38 млрд. рублей. Планируется создать десять аварийно-спасательных центров, в том числе в Мурманске, Архангельске и Нарьян-Маре.

Председатель правительства привёл пример того, что Россия уже фактически приступила к разработке Арктического шельфа, поскольку только что принял участие в видеоконференции с первой морской ледостойкой платформой «Приразломная», которая начинает работу в Печор-ском море. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мире, построено на стапелях северодвинского производственного объединения «Севмаш».

— Россия открывает новую главу в истории освоения Арктики. Совсем скоро в ней появятся такие страницы, как запуск Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоение месторождений в Карском море и в зоне полуострова Ямал, — отметил глава правительства России.

Речь шла и о бюджетниках
В этот же день состоялась рабочая встреча Владимира Путина с губернатором Ильёй Михальчуком. Они обсудили реализацию ключевых программ в социальной сфере Поморья. Глава региона рассказал Владимиру Путину о повышении заработной платы работникам образования и здравоохранения. Также премьер поинтересовался, когда зарплата учителей в области достигнет среднего уровня по экономике. Губернатор доложил: чтобы достичь уровня средней зарплаты по региону — 24,8 тыс. рублей — необходимо около семи миллиардов рублей, а по времени это возможно со второго полугодия 2012 года. Губернатор рассказал и о мерах по повышению заработной платы другим категориям бюджетников. Так, с начала следующего года планируется поднимать заработную плату в медицине, в том числе в рамках программы модернизации здравоохранения.

С точки зрения северодвинцев
— Освоение Арктики обеспечит стабильный приток заказов промышленным предприятиям Северодвинска и всей области, поскольку потребует строительства множества новых кораблей различных классов, буровых платформ, нефтепроводов, сопутствующих объектов на суше, их обслуживание и ремонт, — заявил экс-глава Севмаша, депутат Архангельского областного Собрания, проректор и директор Северодвинского центра САФУ Николай Калистратов.

По его мнению, область готова к решению таких масштабных задач.
— Наш уникальный опыт и производственно-технологическая база позволяют нам с уверенностью утверждать, что продукция наших промышленных предприятий будет востребована во всех странах, участвующих в освоении Арктики, — сказал Калистратов. — Сегодня «Звёздочка» и Севмаш уверенно чувствуют себя в производстве не только военной, но и гражданской продукции. Это снижает зависимость наших предприятий от госзаказа, позволяет обеспечить работой сотрудников. Именно промышленность должна стать локомотивом роста экономики области. Будет развиваться промышленность — будет расти и транспортная инфраструктура, подтянется социальная сфера. Я уверен: мы стоим на пороге новой индустриализации области, и Арктика является важнейшим направлением на этом пути.
Приятно, что не забыл Северодвинск один из видных участников форума ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Садовничий. Он сказал, что самый авторитетный вуз России намерен установить тесные взаимоотношения с двумя учебными заведениями Архангельской области. Это Архангельский лицей им. М.В. Ломоносова и Северодвинский лицей
№ 17. «Многие выпускники последнего с успехом учатся в МГУ», — сказал ректор.

В работе форума участвовали и руководители иностранных государств — князь Монако Альбер II и президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон. Любопытно, что первый просил организовать ему поездку на Севмаш, но эта просьба не была удовлетворена. А исландские гости с удовольствием отдохнули вчера, совершив поездку по Двине на северодвинском пароходе «Н.В. Гоголь».

Фото В. Бербенца и с сайта администрации области

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Ворота в Арктику
Дата публикации: 23 сентября 2011

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Первая полоса

 

Один комментарий в “Ворота в Арктику”

  1. Кот Шрёдингера сентября 27, 2011 13:51

    Там где выступает премьер, там всегда один сплошной позитив. Приятно слушать.

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia