- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Остров Ломоносова

Автор Екатерина Курзенева дата: 12 октября 2011 @ 13:58 в Новое на сайте | Нет комментариев

Добраться до этого легендарного местечка можно только на стареньком пароме через реку Курополку несколько раз в день. В паводок оно и вовсе отрезано от мира. Островное положение — и радость, и беда села Ломоносово. С одной стороны, это замкнутый мирок, бережно хранящийтрадиции и память о великом учёном. С другой — изолированный анклав, обречённый на
замкнутое существование наедине со своими проблемами. И сейчас, накануне 300-летия Ломоносова, переживающий не лучшие свои времена.

Соль возили, смолу курили
В знаменитое село коллективом нашей редакции мы приехали в конце сентября. Нас встретили дождь, золотая листва под ногами, простые разноцветные домики с наличниками и плакаты, броско возвещающие о грядущем юбилее.
Остров, где находилась родная Ломоносову деревня Мишанинская, — 14 километров в длину и четыре-пять в ширину. Первые люди, населявшие его, финно-угры, занимались смолокурением. Отсюда и название — Куростров. В былые времена он славился горшечниками, строителями, резчиками по кости (потомственные семьи Гурьевых, Чернаковых), добычей жемчуга, местная соль-ключовка была известна всей Руси и ценилась в Европе. В цене была и холмогорская порода скота. Говаривают, любили её и на романов-ском столе: летом до 300 голов коров в специальной кожаной обуви шествовали в Москву.
Вольготно жилось северянам ещё и потому, что не коснулось их ни крепостное право, ни монголо-татар-ское иго. Некоторые даже считают, что во второй половине XVIII века северное крестьянство было наиболее грамотным среди сель-ского населения России. Не зря организатор неформального проекта «Рыбный обоз-2» (декабрь 2010 г.) геодезист из Видного Вадим Михайлов заметил, что гений такого размаха в то время мог прийти только с северных земель России.

Байки тёмного леса
Как настоящее легендарное место, Ломоносово и сегодня полно преданий. На окраине села, например, находится редкий ельник, в котором давным-давно стоял чудской идол. Приехавшие на меховую ярмарку норвежские купцы осквернили его, разрубив пополам и похитив золотую цепь. Говаривают, там росли исполинские деревья, суеверные боялись туда ходить. Не ходят и до сих пор.
На Курострове вообще нет лишних людей. Поэтому и дома здесь на замок не за-крывают, несмотря на то, что участковый находится аж в Холмогорах. Наша экскурсовод по селу — лауреат областной Ломоносовской премии в 2011 году, учитель начальных классов Татьяна Степаненко рассказала, как пару лет назад купила дом из лиственницы в соседней деревне Ровдино. Там нет благ цивилизации, готовить приходится в печи — для её детей это настоящая экзотика. Что ж, пока живы носители традиции, живы и сами традиции. Но так ли просто выживать сегодня в глубинке, пусть и на родине великого учёного?

Экскурсовод-потомок
Сегодня в Ломоносово живут около тысячи человек. Времена былой славы бойкого места торговли канули в Лету. Во многом спасение села — историко-мемориальный музей, построенный в 1940 году на месте бывшего родового дома Ломоносовых.
Перед ним настоящее «Поле чудес» — музей подарков под открытым небом. Есть здесь и туя западная от МГУ, и газонокосилка от Красноборска, и беседка от Няндомского района, и десять урн и скамеек от Северодвинска. Дно озерца, вырытого здесь когда-то батюшкой Ломоносова Василием Дорофеевичем, выложили камнями.
В самом музее бережно хранят мебель XVIII—XIX веков, предметы домашней утвари, снаряжение для рыбной ловли и охоты на морского и лесного зверя, головные уборы, книги и художественные картины и даже древнюю купель, в которой крестили маленького Мишу. Юные посетители от такого обилия диковинных вещиц просто без ума. Не каждый день встретишь пусть и непрямых, но потомков великого учёного. Нам повезло: у нас им была сотрудник музея Валентина Перетягина.

Спохватились: юбилей
Туризм для этого села — шанс выжить. До начала девяностых сюда стекалось много туристов. Сейчас число их медленно растёт, но это далеко не советские времена, когда музей принимал до 35 тысяч человек в год.
За три летних месяца сюда нахлынуло девять тысяч человек. Приезжали, как бы спохватившись: у Ломоносова ведь юбилей! Здесь побывали гости из Скандинавских стран, ближнего и дальнего зарубежья, Америки. Отсюда в конце сентября с импровизированным обозом стартовали и московские школьники — участники проекта «Ломоносовский обоз. Путешествие из Холмогор в Москву». Посетил село и представитель из Германии, совместно с заведующим информационным отделением РНИИ культурного и природного наследия им.
Д.С. Лихачева Сергеем Пчёлкиным реализующий проект по созданию виртуального атласа мира Ломоносова.
Что касается научной поддержки, она ограничилась привозом литературы сотрудниками МГУ да обоюдным обменом горстями земли. Ещё 15 лет назад школьники из Ломоносово ездили в МГУ, жили бесплатно в общежитии и знакомились со столицей и вузом. Сейчас такая практика прекращена. Не осуществилось и предложение оставлять за выходцами из села целевые места в этот вуз.

Был зуб кашалота — стала драгоценность
Но вернёмся к самому музею. Особое восхищение здесь вызывает, конечно, последний зал, где представлены работы косторезов.
Самому промыслу четыре-пять веков. Своего расцвета он достиг во времена Петра Первого: именно тогда были созданы вещи, до сих пор считающиеся эталоном художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. Завидуют тому и в Тобольске, на Чукотке, наши мастера даже обучали коллег в Якутии.
Обработанные моржовый клык, бивень мамонта, зуб кашалота или говяжья кость-цевка под руками профессионалов смотрятся как настоящие драгоценности. Только здесь умеют делать виртуозные узоры на просвет. На создание шкатулки, например, уходят месяцы кропотливой работы. Для музея каждый такой шедевр бесценен. Ведь несёт на себе печать передаваемых из века в век уникальных навыков ажурной холмогор-ской резьбы. Такие вещи дёшевыми быть не могут.
Видимо, поэтому в конце девяностых спрос на них резко упал. Обанкрочена и гордость села — знаменитая косторезная фабрика, фонды которой ныне переданы музею. Многие мастера ушли в фермерство, остальные работают на дому предпринимателями, продукцией интересуются в основном иностранцы. Сегодня в училище обучаются всего три человека. Удивительно ли, что молодые специалисты отсюда уезжают и не возвращаются. По традиции, заложенной ещё Ломоносовым. Кому сохранять промысел?..

Выговор подрядчику
Впрочем, некоторые изменения к лучшему здесь явно чувствуются.
Не узнать по фото бывшего здания местной средней школы: сейчас это современное, ровно выкрашенное здание со стеклопакетами. При нас выкладывали ступеньки перед школой. Внутри полностью заменены водопровод, канализация, все электрооборудование, полы. Как нас заверили, современная техника и внутри самой школы. Из старого зыбкого здания сюда перенесён и детский сад «Рябинушка» — итого сегодня в здании обучаются около сотни ребятишек.

Начаты в селе работы по строительству пожарного депо на две машины и двухквартирного жилого дома для бюджетников, недавно в селе запустили новый фельдшерский пункт. Реставрируется и полуразрушенная Дмитриевская церковь, на строительство которой в своё время семья Ломоносовых пожертвовала немалые деньги — 18 рублей. Немало домов отремонтировано студотрядами. Подключились к ремонту и сами жители, помогли сельсовет и администрации района и области.
Впрочем, всё шло не без эксцессов. Суровый выговор от экс-губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, побывавшей в селе на выездном заседании в начале августа, получил питерский подрядчик ООО «Универсал-Трест 28 плюс», задерживавший работы. Сейчас ситуация повторяется и с долгожданным зданием учебно-производственного комплекса, который планируется сдать к 1 ноября.

Успеть к сроку
Этот комплекс по соседству с музеем представляет собой трехэтажное здание, предусматривающее места для обучения и работы 40 человек.
По планам в нём должны быть и конференц-зал на 120 человек, и мини-гостиница, и мини-столовая, так необходимые для развития здесь туризма. Разместится здесь и косторезная фабрика, которая сегодня находится в полном упадке. Комплекс должен дать селу новый импульс к развитию. Судя по табличкам, работы над его возведением начаты ещё 30 марта. Но две бетономешалки, спешившие сюда на баржах, выглядят скорее как средство спешного латания дыр. До сих пор начаты только стены. Работы на объекте ведутся с отставанием от графика в 52 дня.

Кроме того, питерский подрядчик — компания «Импера Нова» не выполнила взятые на себя обязательства по установке новой модульной котельной в селе и замене котлов в действующей. В отношении компании уже направлены исковые заявления в суд о применении штрафных санкций за срыв графика выполнения работ.

***
Оскудение сёл и деревень в России — явление почти привычное. У многих из них с развалом совхозов и колхозов шансов на выживание не было. У Ломоносово он есть: это туризм и сохранение уникального промысла. Главное, чтобы всё внимание властей не ограничилось последующим торжественным перерезанием красной ленточки на камеры. Чтобы и потом этот островок не оставался без реальной поддержки. Не заслуживает этого малая родина великого учёного.

Фото Д. Попова


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2011/10/12/ostrov-lomonosova.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.