Часы Штефана всегда идут


Сегодня знаменитому корабелу исполняется 70 лет


4 июня 1998 года у цеха № 15 «Звёздочки» собрались сотни людей в ожидании торжественного момента — вывода из эллинга после ремонта и модернизации головной подводной лодки проекта 667 БДРМ «Верхотурье», которую завод ремонтировал в самые тяжелые для себя годы.

На улице было пасмурно, но как только кормовая часть океанского исполина пересекла линию ворот, из-за туч выглянуло солнышко. Площадь перед главным эллингом предприятия наполнилась громом аплодисментов. К микрофону подошёл Владимир Штефан, исполняющий обязанности генерального директора (Николай Калистратов находился в Москве в командировке и опять «выбивал» деньги для завода). Было видно, что Владимир Викторович волнуется. И не оттого, что перед ним стоят сотни людей, а оттого, что, несмотря на скудное финансовое обеспечение со стороны Минобороны, предприятие сумело мобилизовать все силы для ремонта и модернизации корабля. Не раз принимались нестандартные, не-ординарные решения. Помогли опыт заводских корабелов, их желание сохранить марку ведущего предприятия России по ремонту атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения. Окончательно «Верхотурье» было сдано флоту в декабре 1999 года.

Так на нашей верфи началась эра ремонта и модернизации кораблей проекта 667 БДРМ — основы морских стратегических ядерных сил России. У её истоков стоял тогдашний начальник планово-диспетчерского отдела — заместитель генерального директора Владимир Викторович Штефан.

Что касается производственной жизни нашего героя, он — однолюб. Как пришел на предприятие в августе 1966 года после окончания Уральского политехнического института, получив диплом инженера по специальности «атомные электростанции и установки», так и трудился более сорока лет — до выхода на заслуженный отдых.

А начинал работать механиком в цехе № 14, где вместо ядерных реакторов действовали котельные да кочегарки. Но это Штефана нисколько не смутило. Вскоре молодого атомщика перевели строителем второго отдела, который вел ремонт атомных подводных лодок. В 1969 году ответственный сдатчик Владимир Штефан сдал флоту свою первую атомную подводную лодку К-21 проекта 627А (заказ № 284). После ремонта АПЛ выполнила девять автономных походов на боевую службу.

Всего в активе Владимира Викторовича как ответственного сдатчика три атомные подводные лодки (К-21, К-52 и К-216). Все они надежно несли океанские вахты. Так, при его непосредственном участии «Звёздочка» начала эпоху ремонта атомных подводных лодок второго поколения. Родина достойно оценила вклад Штефана в развитие Военно-морского флота: в 1976 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Затем Владимир Викторович работал заместителем начальника планово-производственного отдела предприятия, начальником цеха № 15, которым руководил с 1978 по 1981 год. За этот период предприятие отремонтировало 11 атомных субмарин, больше половины которых вошли в актив цеха. Причем подразделение, возглавляемое Штефаном, стало соучастником реализации специального постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1973 года — сдавать флоту по четыре АПЛ в год.

В 1982 году Владимира Викторовича назначили заместителем генерального директора по производству. Это были годы бурного развития предприятия. Наша верфь возвращала ко второй жизни не только отечественные подводные лодки, но и приступила к модернизации ДЭПЛ индийских ВМС, первой из которых была «Синдувир». Как вспоминают заводчане, замгендиректора Штефан эту подлодку опекал, словно родное дитя. Результат: подлодка ушла к своим берегам в совершенно обновлённом виде.

В период «царствования» Владимира Викторовича на производственной ниве предприятие активно включилось в ремонт надводных кораблей и судов гражданского предназначения, строительство теплоходов-площадок, рыболовных траулеров, буксиров для Голландии. Назовем некоторые из них: гидроакустическое судно ГКС-13, ледокол «Руслан», эсминец «Бесстрашный», научно-исследовательское судно «Профессор Куренцов», теплоход-площадка «Канин», рыболовный траулер «Ягры». Родным детищем Штефана был и колесный пароход «Н.В. Гоголь», который в этом году отметил своё 100-летие. Помнится, после капитального ремонта судна Владимир Викторович выходил на нём на ходовые испытания.

Стоял Штефан и у истоков строительства самоподъёмной плавучей буровой установки «Арктическая». Те, кто её строил и кто продолжает этим заниматься сегодня, не раз добрым словом вспоминают Владимира Викторовича за умелое руководство сложнейшими производственными процессами. Тем, что «Арктическая» успешно выдержала первые испытания в Белом море и сейчас ушла на достройку в Мурманск, Штефан может гордиться.

Много сил Владимир Викторович вложил в утилизацию подводных лодок, в выпуск товаров народного потребления и судовой мебели, развитие производства огранки алмазов. И все это связано с людьми — руководителями, специалистами, мастерами, бригадирами. Помню, на директорских проверках, особенно когда вопрос касался обеспечения заказов изделиями материальной части, он, не заглядывая в записную книжку, мог сказать ответственному сдатчику, где, на каком складе и на каком стеллаже можно найти необходимый предмет. Конечно, Владимиру Викторовичу приходилось бывать и резковатым: это же судоремонт. Но был он очень отходчивым и, сглаживая обстановку, всегда улыбался.

Старожилы предприятия помнят его еще по одной причине. В 70-е годы на цехе № 15, самом высоком здании острова Ягры, были установлены часы. И заводские острословы окрестили их «часами Штефана» (в ту пору он командовал этим подразделением). Даже в жилом районе ягринцы часто спрашивали друг у друга: «Сколько там Штефан показывает?». Сегодня аналогичные часы установлены на центральной проходной предприятия, но нет-нет да и услышишь про «стрелки» Владимира Викторовича.

В 2009 году заслуженный машиностроитель России В.В. Штефан ушёл на заслуженный отдых, оставив о себе добрую память. Его портреты есть на стендах заводского музея, а воспоминания — в книге «Корабелы «Звёздочки». Владимир Викторович удостоен знака «За заслуги перед Северодвинском», а сейчас коллеги выдвинули его на присвоение звания «Почётный гражданин Северодвинска».

Фото из фонда заводского музея

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Часы Штефана всегда идут
Дата публикации: 7 декабря 2011

Автор(ы): Анатолий Попов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 203
Рубрика статьи: Первая полоса, Судостроение

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia