Не замахнуться ли на самое святое?


12 декабря — День Российской Конституции


Накануне даты вспомним, что Конституция принята на референдуме граждан России 12 декабря 1993 года. Вскоре после расстрела Белого дома, в отсутствие парламента и при полном отстранении оппозиции от участия в работе над её текстом. Это позволило заложить в Основной Закон государства угодную тогдашним властям, да и теперешним, концепцию сверхпрезидентской республики.

Прошло 18 лет. День принятия Конституции перестал был праздничным — это принесено в жертву идее «куршевель-ских» новогодних каникул. В Основном Законе появилось не так уж мало изменений, благо в прошлом созыве Госдумы у власти было под рукой конституционное большинство. И, замечу, изменения касаются усиления пресловутой президентской вертикали и ограничения демократии. Увеличены сроки полномочий президента с четырёх лет до шести, Думы — до пяти. Выборное законодательство вообще претерпело серьёзные изменения. Отменены порог явки и голосование «против всех», ликвидирована выборность губернаторов и думцев-одномандатников. В регионах, в том числе и в Архангельской области, усиленно насаждается введение сити-менеджеров вместо избранных народом глав администраций городов и районов.
Конечно, российскому народу нужна палка. Это понимали не только большевики. Сим инструментом всё охотнее пользуется и нынешняя олигархическая власть. Поскольку в народе не угас эмоциональный порыв, вызванный итогами выборов 4 декабря («Единая Россия» потеряла порядка 15 процентов голосов, но оппозиция считает тем не менее, что результаты сильно завышены в её пользу), так и хочется, говоря словами персонажа Андрея Миронова из фильма «Берегись автомобиля», замахнуться на самое святое — на Конституцию.

Согласно ей президент в России — царь и бог. С правительством он может делать всё что угодно. Уходящее четырёхлетие стало исключением, поскольку премьер-министру Владимиру Путину в эфире и на публичных мероприятиях уделялось равное внимание с президентом Дмитрием Медведевым (а во властном закулисье наверняка несравненно большее). Однако вспомним, с какой лёгкостью в годы президентства Путина отстранялись с поста главы правительства Михаил Касьянов, Михаил Фрадков, Виктор Зубков. Теперь, после «рокировочки» во властном тандеме, президентом будет Путин, и вряд ли Медведеву в роли премьера будет светить нынешнее благоволение.

Нельзя не напомнить и о незавидном положении Госдумы. Она практически лишена возможности контроля над деятельностью правительства и его должностных лиц, не говоря уж о президенте. К тому же в прошлом созыве в условиях конституционного большинства «Единой России» нижняя палата парламента превратилась в орган, послушно штампующий законопроекты, которые валом поступали из правительства. Практически все инициативы оппозиции игнорировались.

Кроме нижней палаты в Федеральном Собрании есть и верхняя — Совет Федерации. Его создание после референдума 1993 года, очевидно, должно было свидетельствовать о том, что Россия не отстаёт от цивилизованных стран, тем более провозгласивших федеральное устройство — типа Германии или США. Однако прямой выборности сенаторов у нас нет, их по одному направляют в СФ губернатор и законодательный орган каждого региона. Как минимум, один из двух представителей региона в сенате — это отставной высший чиновник или олигарх. Чаще всего они имеют с представляемыми территориями чисто символическую связь. Провозглашается принцип беспартийности сенаторов, что на практике означает беспрекословное утверждение законов, которые в Думе приняло имеющееся большинство «Единой России».

Безусловно, в Конституции 1993 года есть и правильные нормы, в том числе касающиеся социальной защиты россиян. Однако никакой закон, в том числе и Основной, не в силах обеспечить гражданам то, что не подкреплено достижениями экономики. Потому-то после принятия Конституции и произошли у нас такие вещи, как дефолт 1998 года и кризис нынешнего десятилетия, продолжается банкротство предприятий и развал целых отраслей экономики, растёт социальное расслоение общества.

В общем, многое в Российской Конституции следовало бы поменять. Но для этого нужна политическая воля высшего руководства, которой и для решения куда более мелких проблем сплошь и рядом не хватает. Ну и, конечно, желание народа активнее формировать государственную власть. Такого желания, увы, тоже явно недостаёт...

Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Не замахнуться ли на самое святое?
Дата публикации: 10 декабря 2011

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Первая полоса

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia