Мечтаем о небе, живём на земле


Фронтовику Нине Павловне Песковой — 90 лет


Со старого портрета на меня смотрит красивая девушка в солдатской пилотке и гимнастёрке. Взгляд весёлый, губы, кажется, сейчас дрогнут в улыбке. «Это я в 41-м году. Фотографировалась перед отправкой в действующую армию», — комментирует Нина Павловна. Прошу её рассказать о себе.

«Проверено военной цензурой»
— Ничего особенного в моей биографии нет. Родом я из деревни Кехта Холмогорского района. Кроме меня в семье было ещё пятеро братьев... В школу ходили за семь километров. После семилетки уехала я в Архангельск, окончила там рабфак.

Нина Гурьева любила математику. Как и многие её сверстники, бредила небом, мечтала стать лётчицей. Поступила в Ленинград-ский авиационный институт на моторостроительный факультет. Она хорошо помнит сдачу экзаменов за первый курс, посиделки с девчонками на Средней Рогатке (теперешний Московский проспект) — учили английский. Как вдруг прибегает взволнованная однокурсница Шура Бабий: «Девочки, война!»

В начале сентября 14 комсомолок, которых из всех желающих воевать с врагом отобрал НКВД, уже ехали в Карелию на фронт...
— Правда, что вы воевали в составе отдела контрразведки «СМЕРШ» («Смерть шпионам»)?
— Правда. В моей учётной карточке есть запись.
В нетерпении засыпаю свою собеседницу вопросами о спецзаданиях, борьбе с диверсантами. Она ласково берёт меня за плечо:
—Милая, только не расспрашивайте о том, о чём буду молчать как партизанка. Я же давала подписку о неразглашении военной тайны...

После паузы:
— Ну хорошо, скажу в двух словах о том, что не является секретом. Служила контролёром. Нашей девичьей команде вменялась в обязанность в том числе и проверка писем с фронта, мы ставили на солдатских треугольниках штампы «Проверено военной цензурой».

«А зори здесь тихие»
Не нами сказано, что война и смерть две родные сестры. Но подчас легко было расстаться с жизнью и без вмешательства врага. Например, однажды при переброске из одного пункта дислокации в другой группу контролёров расквартировали на ночлег в домике возле железнодорожной станции. «Мы, натерпевшись холоду, решили натопить печку пожарче, трубу закрыть пораньше, чтобы дольше сохранялось тепло, да и угорели. Едва откачали».

А рядом с грустными историями уживаются и весёлые. Вот смешной эпизод. Наши войска отступали на север, шли через какую-то небольшую деревушку. Сельчане очень жалели бойцов, специально топили для них бани. В одной только что успели попариться пехотинцы, и она оказалась свободной. Командир девичьего подразделения приказывает: «Всем на помывку, да побыстрей, следом идут другие».

Девушки дружной гурьбой нырнули в клубы пара. И сначала не заметили, что кто-то разморился на полке. Как вдруг оттуда доносится расслабленное: «Ах, русалки», — наверное, человеку показалось, что это видение. Но, услышав взрыв девичьего смеха, вскочил будто ошпаренный: «Отставить! Расступиться!» И, прикрывшись шайкой, вылетел из бани пулей. Вспоминая это, Нина Павловна озорно щурила глаза: «Есть подозрение, что сценка в бане из кино «А зори здесь тихие» навеяна нашими мотивами».

Отцовские гены
А «зори» Нины Гурьевой догорели раньше, чем окончилась война. В конце 43-го она вернулась домой на сносях. «Вот увидишь, родится мальчик. Назовём Всеволодом», — говорил любимый... Так и вышло. Только не суждено было счастливому отцу держать на руках своего первенца: Леонид Богданов погибнет в том же 44-м году на границе с Финляндией. И не дано ему знать, что через много лет его сын Сева, Всеволод Леонидович Богданов, председатель Союза журналистов России, побывает на местах боёв, разыщет обелиск с родным именем. Кстати, отец Всеволода Леонидовича до войны работал репортёром. Вот что значит гены...

Полвека на стройке
А Нине Павловне с мечтой об авиации пришлось расстаться, теперь ей хватало забот и на земле, главная из них — растить сына.

Поначалу они жили в родной Кехте, в своей большой семье, куда вернулись после войны и братья-фронтовики. Работала колхозным бухгалтером по просьбе-приказу председателя колхоза: «Больше некому, на всю округу ты одна грамотная». И тут очень пригодилась любовь к математике.

Но Нине хотелось достичь большего, именно этим и можно объяснить последовавшие вскоре перемены в жизни. Она пройдёт полный курс бухгалтеров в Архангельском учебном комбинате управления подготовки кадров ЦСУ, переберётся к знакомым в Молотовск, устроится на работу в СУ-5, без отрыва от производства окончит строительный техникум.

— Шутка ли: 47 лет, без малого полвека отдала стройке. Это теперь моя вечная любовь.

Нина Павловна работала начальником договорно-сметного отдела. На какое здание ни кинь взгляд в нашем городе — жилое, административное или соцкультбыта — всюду вложена частица её труда. Бывшие строители до сих пор вспоминают, как Н.П. Пескова выходила на объекты, делала контрольные замеры, считала, в каком количестве освоены средства, правильно ли. Помнит это и сама сметчица.

Она рассказывала, какая сложная обстановка складывалась на строительстве драмтеатра. При изготовлении конструкций, которые должны быть из мрамора, собирались применить более дешёвый материал — недостаточно выделили средств. Начальник сметного отдела возмутилась: какой же театр без мрамора?! И сама поехала в Москву выбивать дополнительные средства. Её аргументы возымели действие...

В чём богатство
Нина Павловна считает Северодвинск своей второй родиной. Здесь она не только реализовала свои лидерские и профессиональные способности, но и обрела женское счастье. Её второй муж Анатолий Николаевич Песков тоже прошёл войну, служил в нашем городе военкомом. В их семье родились ещё двое детей — Светлана и Святослав. Славы уже нет. Но после него осталась молодая «веточка» — сын Дмитрий. Диме долго пришлось жить с бабушкой, она помогала его становлению, поэтому у них отношения особо близкие. Не жалуется Нина Павловна и на других внуков, их семеро. Кстати, одна из них — дочь Всеволода — Мария в свое время выступала на центральном телевидении соведущей Юрия Николаева в передаче «Утренняя звезда».

У «гроссбабушки» три правнука, четыре правнучки.

И ещё эта славная женщина богата «отметками за труд»: кроме почётных грамот, благодарностей, коих накопилась толстая папка, я насчитала ещё двадцать наград. Среди них орден Великой Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», медаль Жукова, знак 1-й степени «Ветеран-строитель г. Северодвинска», знак «50 лет Спецстрою России», бронзовая медаль ВДНХ СССР. Она ударник 11-й пятилетки, занесена на Доску почета предприятия, победитель социалистического соревнования. И Нине Павловне дороги все награды — малые и большие. Ведь с каждой связана определённая веха её непростой жизни.

Фото В. Капустина

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Мечтаем о небе, живём на земле
Дата публикации: 21 декабря 2011

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia