- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Ударник с ледокола «Сибиряков»

Автор Администратор дата: 18 февраля 2012 @ 11:43 в Первая полоса | Комментарии отключены

У многих на слуху устойчивые сочетания слов: «Челюскинская эпопея», «четвёрка Папанина», «освоение Северного морского пути». Но, к сожалению, уже мало кто знает, что именно совершили участники этих событий. А ведь подчас их работа была настоящим подвигом! Об этом и расскажет наша новая лекция.
Сто лет назад, в 1912 году, на север отправились три экспедиции — В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова, Г.Я. Седова. Судьба экспедиций сложилась трагически: две пропали без вести, одна вернулась без своего капитана. Через 20 лет, 28 июля 1932 года, от Красной пристани Архангельска Северным морским путем на Дальний Восток отправился ледокольный пароход «А. Сибиряков», который впервые преодолел этот путь за одну навигацию.
Члены команды почти полностью были набраны из архангелогородцев. Северодвинец Г. Баранов (он жил и работал в нашем городе с 1949 года) в качестве кочегара II класса был участником знаменитых ледовых плаваний на пароходе «Сибиряков» и пароходе «Челюскин» в 1932—1933 годах. Ему принадлежит грамота, хранящаяся в фондах нашего музея. Читаем: Баранова Геннадия Сергеевича награждают «почётным званием ударника за активность и энтузиазм, проявленные в соцсоревновании на авральных работах во время исторического плавания ледокольного парохода «Сибиряков» (Архангельск — Владивосток). 25 сентября 1932 года». Подписана грамота легендарными людьми — начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом и капитаном парохода В.И. Ворониным.
Задача «Сибирякова» состояла в том, чтобы в одну навигацию, которая составляет на Севере от силы четыре месяца (июль — октябрь), пройти из Архангельска на Дальний Восток. За время плавания планировалось также провести ряд научных исследований, внести уточнения в карты.
Первая часть пути была достаточно лёгкой, но затем в районе архипелага Северная Земля пароход встретился с труднопроходимыми льдами. Оставшаяся часть пути прошла в борьбе с ними. На последнем отрезке пути в открытом море пришлось менять сломанные лопасти винта, а затем на мачты парохода установить самодельные брезентовые паруса.
1 октября «Сибиряков» вышел на чистую воду в районе Берингова пролива, где и был взят на буксир траулером «Уссуриец». В тот же день была отправлена телеграмма-молния советскому правительству: «Успех достигнут и трудности преодолены благодаря организованности и энтузиазму всего экипажа ледокола и всех научных работников...»
Приглашаем вас в музей — узнать больше о том, как наши соотечественники осваивали Арктику и какое значение имеют их до-стижения для нас с вами.
Анастасия ЦВЕТКОВА, сотрудник музея
Фото из музейного архива


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/02/18/udarnik-s-ledokola-sibiryakov.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.