Лес порядок любит


А его легче поддерживать, чем наводить


Недавно специалисты Северодвинского лесничества принимали у себя коллег из Красноярского края. Гости из Сибири специально приезжали, чтоб непосредственно на местах изучить и, так сказать, позаимствовать опыт наших работников леса по государственному контролю за оборотом древесины. Это событие и стало поводом для нашей беседы с руководителем Северодвинского лесничества Геннадием ПОПКОВЫМ.
— Геннадий Авелианович, в чём суть новшества, которое, получается, интересно и в других регионах?
— Начну с того, что в нашей области разработан и с 2009 года действует свой областной закон о регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины. Суть его в том, что лесным инспекторам даны полномочия проводить плановые и внеплановые проверки лесопильных производств и транспорта, перевозящего древесину. При этом на пилораме и на лесовозе должны быть документы, которые российским законодательством не установлены, но позволяют наиболее прозрачно отслеживать поток перерабатываемой древесины. Красноярцы побывали на одной из наших пилорам, участвовали в рейде по проверке транспорта. Первое впечатление: то, как работает наш закон, им понравилось.
— Главной функцией лесничеств всегда был государственный надзор за состоянием лесов. В какую сторону, по вашим наблюдениям, меняется отношение к зелёному другу?
— Число нарушений в последнее время уменьшается. Люди чаще обращаются к нам с вопросами по праву рубки в том или ином месте, по принадлежности конкретного земельного участка. Предпочитают выяснить, если что непонятно, и действовать по закону. Показательно, например, то, что всё больше жителей нашего города официально оформляют покупку для своей семьи новогодней ёлочки на корню. Заплатив от 11 до 40 рублей, они на отведённом лесном участке выбирают и срубают то деревце, которое понравилось. Так вот, в конце 2010-го было составлено 636 таких договоров купли-продажи, а в декабре прошлого — 930.
Но, тем не менее, наши проверки и рейды безрезультатными не бывают. В 2011 году выявлено 11 случаев незаконной рубки древесины. По данным наших материалов возбуждено семь уголовных дел. Привлечены к уголовной ответственности четыре человека.
Кроме этого лесничеством рассмотрено 87 административных дел, за которые наложены штрафы на общую сумму 120 тысяч рублей. Больше всего таких наказаний за посещение лесов в запрещенные в связи с пожаро-опасностью сроки. Потом идут непредоставление пользователями лесов отчётов в положенный срок, нарушения условий договора аренды (чаще всего установленной технологии заготовки древесины) и игнорирование правил пожарной безопасности в лесах.
— Зелёное кольцо вокруг Северодвинска редеет...
— Это расхожее мнение, с точки зрения специалистов неверное. На территории нашего лесничества очень много перестойных лесов, которые уже сами по себе подлежат вырубке. Потому что они не только не приносят пользы, но наоборот представляют опасность: и пожарную, и в плане разложения и распространения микробов и вредителей. Вырубать такие массивы только на пользу лесу. Но этому мешают труднодоступность и то, что строительство дорог — дело очень дорогое.
У лесозаготовителей есть такое понятие, как расчётная лесосека. Она определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины. В прошлом году на территории Северодвинского лесничества этот объём был определён в 450,2 тысячи кубометров, а вырублено менее 200 тысяч, то есть меньше половины того, на что имели право. Например, такой крупный арендатор, как ОАО «Онега-лес», свою расчётную лесосеку использует всего на 30%, при том что арендную плату вносит полностью.
Наказаний за неполное освоение лесосеки законом не предусмотрено. Но проблема есть. Стоит сейчас очень остро и решаться должна на уровне Рослесхоза — нашей федеральной структуры.
— А то, что касается лесовосстановления?
— По главным показателям в этом деле ежегодные задания выполняются. Вырубки восстанавливаются как искусственным путём — это посадка и посев, так и естественным — за счёт сохранения подроста, оставления семенных деревьев и куртин. По госконтракту этим занимается Архангель-ский лесхоз — филиал ОАГУ «Архобллес». Задания по восстановлению имеют и арендаторы-лесозаготовители.
— Относительно недавно в вашем ведении оказались и охотники с их специфическим влиянием на лес. Это осложнило работу?
— Да, с 1 марта 2010 года в лесничества переданы функции и полномочия по охотничьему контролю. Освоить новое дело помогло то, что к нам, в структуру лесничества, перешли большинство работников существовавшего до этого областного охотоуправления. Теперь все наши инспекторы являются и лесными, и охотничьими одновременно. Контролируем соблюдение охотничьего законодательства, ведём всю работу по выдаче путёвок и разрешений, по учёту сдаваемых потом путёвок и разрешений, предоставляем отчётность по ведению охотничьего хозяйства на территории лесничества налоговой инспекции.
Сейчас у нас идёт работа по замене действующих охотничьих билетов на новые — единого федерального образца. Пользуясь случаем, хочу напомнить охотникам, что это надо сделать до 1 июля 2012 года. Для этого прийти к нам с паспортом, действующим охотничьим билетом и двумя фотографиями. На сегодня, по нашим данным, новые билеты получили примерно половина охотников Северодвинска.
— Лето 2011-го запомнилось пожарами...
— И очень масштабными. Огонь прошёлся по площади более чем в шесть тысяч гектаров, из которых 2,4 тысячи — это теперь уже бывшие леса. Сейчас надо ликвидировать последствия этих пожаров. Проведено лесопатологическое обследование состояния горельников. Принято решение о проведении здесь сплошных санитарных рубок. Всё, что подгорело, надо спилить. Что упало вместе с корневой системой — тоже распилить и увезти. Очистка таких участков от захламлённости необходима, чтоб не допустить распространения болезней и вредителей леса на участках, где прошли пожары. А это всё, надо сказать, выполнить гораздо сложнее, чем рубить лес в делянках с неповреждённым древостоем. Разумеется, после расчистки планируется лесовосстановление.
По рекомендациям лесопатологов справиться со всеми этими работами надо не позже чем в течение трёх лет. Но все мы, конечно, понимаем, что чем быстрее это сделать, тем лучше. Начало расчисткам положено пока на небольших участках, где дачники и жители близлежащих поселений разбирают недогоревший древостой на дрова. Делянку в 142 гектара горельников недалеко от деревень Уны и Луды в конце прошлого года выкупил через аукцион предприниматель из Онеги Сергей Анатольевич Ковригин. Он будет проводить там сплошные санитарные рубки и, очевидно, рассчитывает, что на, так сказать, продукты очистки этой делянки будет спрос и, стало быть, их сбыт.
— А какие меры принимаются к тому, чтоб предстоящим летом не повторилась ситуация прошлого года?
— С 1 февраля в Архангель-ской области создан Единый лесопожарный центр. В него вошла бывшая Северная авиабаза охраны лесов. Сюда же передана вся пожарная техника ОАГУ «Арх-обллес». Сейчас идёт дополнительное укомплектование новыми машинами и механизмами, в результате чего, по расчётам, к имеющемуся парку добавится ещё не меньший. Очень надеемся, что централизация действий по пожаротушению, да еще с хорошей технической поддержкой должны значительно увеличить эффективность этой работы.
Но лучше, конечно, пожаров не допускать. А в этом, как и вообще в деле сохранения лесов, самое главное — сознание человека. Ведь причина почти всех загораний леса — неосторожное обращение людей с огнём. Ведём разъяснительную работу. А скоро начнём и конкретные проверки лесопользователей-арендаторов на предмет соблюдения пожарной безопасности и готовности противостоять этой стихии, иметь в доступе соответствующий комплект инструментов и техники.
Территория нашего лесничества большая — почти миллион гектаров. Работы много.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Лес порядок любит
Дата публикации: 21 февраля 2012

Автор(ы): Нина Кожанова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 230
Рубрика статьи: Новое на сайте, Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia