Во мгле финансовых услуг


Завтра — Всемирный день защиты прав потребителей


Он считается не столько праздником, сколько поводом к тому, чтобы каждому человеку, который по нескольку раз на дню бывает в роли покупателя, заказчика, клиента, пассажира — в общем, потребителя, задуматься, умеет ли он защищать свои интересы.

Впрочем, это мы сейчас можем уверенно заявлять о данных нам правах. Но так было не всегда. Всемирное потребитель-ское движение вышло на старт
50 лет назад, когда президент США Джон Кеннеди сформулировал четыре основные нормы в пользу потребителя, охраняемые государством: право на безопасность, на информацию, на выбор, а также быть услышанным;
позднее прибавилось ещё четыре — право на возмещение ущерба, на потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей, на здоровую окружающую среду.

В России праздник получил признание много позже — с 1994 года, после принятия 7 февраля 1992 года закона «О защите прав потребителей». Но чувствовать себя частицей мирового сообщества никогда не поздно, потому что у людей, на каком бы континенте они ни жили, на каком бы языке ни говорили, болевые точки похожи.

Каждый год Международная потребительская организация «Consumers International», объединяющая 90 стран, формулирует девиз мартовского торжества, который отражает наиболее острые проблемы.

Лозунг наступающего праздника: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». Эта тема — с небольшим изменением в названии — провозглашается третий год подряд. Подбросил ее разыгравшийся мировой финансовый кризис. Последний, если вдуматься, стал причиной сокращения рабочих мест, снижения зарплаты, необходимости пользования денежными кредитами, а вместе с ними и искусственно созданных условий для просроченной задолженности заёмщиков. И как результат — роста количества долж-ников, включения в кредитные договоры условий, заведомо ущемляющих права потребителей.

— Нестабильность правоотношений напрямую связана с отсутствием эффективной конкуренции на рынке финансовых услуг, — говорит начальник Северодвинского территориального отдела Роспотребнадзора П.Н. ДЕМЯНЕНКО. — Всё это делает его не просто сложным, но иногда и недоступным для потребителя.

Пётр Николаевич рассказывает, что в прошлом году отделом дано восемь заключений в судебные органы по делам о защите прав потребителей по банковским услугам в порядке статьи 47 Гражданского кодекса РФ. Заостряет внимание на сложности финансовых услуг, которые являются питательной средой для конфликтов. Констатирует, что, прежде чем обращаться в эту сферу, нужен хотя бы минимум подготовки для принятия предлагаемых условий.

— В Роспотребнадзор потребители приходят уже постфактум. Наши специалисты, насколько возможно, помогают разрулить ситуацию. Но бывает и так, что «поезд ушёл» и нам остаётся лишь проконсультировать человека по части составления претензии в адрес банков, кредитных организаций, учреждений или подсказать, как подготовить подачу искового заявления в суд.

Тем не менее будет неправильным, если скажем, что покупателям и заказчикам сплошь требуется ликбез. Если бы это было так, люди не знали бы адреса главного своего защитника — органа надзора, который располагается по пр. Морскому, 67. Народная тропа туда не зарастает. Как отмечает главный специалист-эксперт А.А. РЯЗАНОВА, в последнее время обозначились ещё две актуальные для нашего города темы: жалобы на нарушениие законодательства по продаже табачных изделий вблизи от образовательных учреждений, а также участившиеся случаи брака в работе по установке пластиковых окон, межкомнатных и металлических дверей.
— Так что диалог о правах потребителей у нас не кончается.

Продолжится он и 15 марта: в этот день по сложившейся традиции с 14 до 17 часов специалисты Роспотребнадзора организуют «горячую линию» по телефонам
2-17-01 и 58-82-81. Звоните, задавайте вопросы.

И, конечно же, никому не возбраняется прийти на личный приём — ваша проблема будет услышана.
Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Во мгле финансовых услуг
Дата публикации: 15 марта 2012

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: Первая полоса

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia