Результат, который нельзя отменить


Такая мысль приходит, когда смотришь на итоги голосования по выборам президента России. Владимир Путин набрал голосов чуть не в три раза больше, чем остальные четыре кандидата. В таких случаях как не вспомнить слова экс-лидера коммунистов Северо-двинска и Архангельской области Юрия Гуськова: спорить и судиться можно в том случае, если отрыв лидера составляет процентов пять. При двукратном и более разрыве протестовать бессмысленно.


И всё-таки: были ли чёрные технологии?

Скажем, яро оппозиционная к Путину «Новая газета» в этом не сомневается и подробно раскрывает механизм приписок. Уж не стану приводить математические формулы, которыми оперирует газета, но вывод таков: Путин не должен был победить в первом туре. И делает неожиданный вывод: но во втором туре победил бы обязательно, и это была бы честная победа.

Лидер Архангельского регионального отделения партии «Правое дело» Валерий Стрижаков, организовывавший в нашем регионе кампанию кандидата Михаила Прохорова, заявил о том, что 4 марта на избирательных участках Архангельска и Северодвинска был отмечен целый ряд нарушений избирательного законодательства. Автор этих строк, присутствуя на избирательном участке в Доме корабела, своим специфически не вооружённым глазом нарушений при подсчёте голосов не обнаружил. А вот депутат Госдумы от «Справедливой России» Ольга Епифанова подала в прокуратуру заявление о том, что в Архангельске действовала пирамида по скупке голосов избирателей. В неё были вовлечены около 15 тысяч человек молодого возраста, и их голоса контролировались «агитаторами» и «бригадирами».

Подождём, что ответит прокуратура. Насколько мне известно, сколь-нибудь принципиальные заявления оппозиции в ходе и парламентских, и думских выборов не были удовлетворены. Наивно полагать, что у нас в России административный ресурс может работать на оппозицию.
Трудно было ожидать, что на результаты повлияет поствыборный протест оппозиционных сил. Да, кое-где состоялись митинги, и даже у нас в Северодвинске в прошлую среду развернули плакат: «Свободу узникам совести!» Это произо-шло у драмтеатра. Требование пикетчиков: свободу политзаключенным по так называемому «манежному делу».

А вот акции в поддержку новоизбранного президента получились, как и следовало ожидать, куда более заметными, особенно благодаря телевидению. В прошлую среду на встрече мэра Северодвинска с редакторами СМИ бурно обсуждался вопрос: за чей счёт несколько сот корабелов города летали на митинг в Москву? Михаил Гмырин ответил: он твёрдо знает одно, что ни копейки бюджетных денег на это не было потрачено, и посоветовал обратиться к руководству Объединённой судостроительной корпорации и оборонных заводов. Ранее было получено официальное разъяснение, что авиаперелёты, питание, проживание, концертное обслуживание оплатила ОСК. Впрочем, она вполне могла отдать соответствующий приказ заводам.

Кое-что о причинах

Кандидаты от оппозиции, воспользовавшись правом на довольно продолжительное время в телеэфире, вели, в общем-то, дельную критику правительства российских властей, фактически не сменяющихся двадцать лет. Разве не факт, что страна посажена на нефтегазовую иглу при упадке машиностроения, электронной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей. Как не вспомнить вопиющие факты коррупции, утекания миллиардов рублей (да и миллиардов долларов тоже) за рубеж, непрофессионализм министров. О стиле работы правительственных кругов ярко свидетельствует тот факт, что гособоронзаказ-2011 был подписан лишь в ноябре! Разруливать ситуацию в Северодвинск приезжал сам Путин, но ведь он мог сделать это значительно раньше.

Новый-старый президент по привычке уклонился от дебатов с оппонентами. Однако в серии статей, опубликованных перед выборами в наиболее авторитетных газетах, высказал ряд концептуальных мыслей о месте России в мире и её развитии, не избегая использования мыслей, которые ранее высказывались оппозиционными силами. Стоя у руля правительства, он мог в ходе предвыборной кампании не только поднимать, но и решать серьезные вопросы, например повысить денежное довольствие военнослужащим и военные пенсии. Не будем сбрасывать со счёта и тот факт, что за долгое время нахождения у власти у Путина сложился благоприятный для высшего руководителя имидж, который он способен постоянно обновлять разного рода положительными штрихами.

А вот его соперникам, прежде всего Геннадию Зюганову и Владимиру Жириновскому, последнее удаётся куда в меньшей степени. Они, так же как и Сергей Миронов, приелись избирателю, не проявив себя (хотя бы в силу своего оппозиционного положения) большими делами.
Едва ли не впервые наблюдался случай, когда их партии на думских выборах получили больший процент голосов, чем лидеры — на президентских.

Зюганов, Жириновский и Миронов во время предвыборной кампании заключили союз о ненападении друг на друга во время теледебатов. Но союз этот непрочный. Скажем, коммунисты фактически уклонялись от участия в массовых антипутинских митингах в Москве. Там правили бал либералы, в какой-то степени продолжатели дела демонстрантов 1990—1991 годов. И сейчас не редкость встретить в серьезных изданиях прогнозы о том, что если правлению Путина когда-то придёт конец (а он уже отмерил себе брежневский срок в 18 лет), то его сменят именно либеральные, а не левые силы во главе с коммунистами.

И ещё один момент. Первый секретарь Архангель-ского обкома КПРФ Александр Новиков, подводя на пленуме итоги думских выборов, сетовал на то, что в область не прибыл ни один из известных политиков партии. Все были уверены, что на президентских картина будет другая. Ведь бывали в нашем регионе и Геннадий Зюганов, и Иван Мельников, и Жорес Алфёров. Однако коммунисты Севера, так же как справедливороссы и соколы Жириновского, представителей центра не дождались. В отличие от многочисленных эмиссаров Путина.
В полном забвении у оппозиционных кандидатов и их партий оказалась местная печать. Не знаю уж, на каком основании новый редактор «МК» в Архангельске» заявил в номере от 7 марта о ситуации в Северодвинске: «Кочуров всю политику и делает со своей газетой». Как это понимать, если КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» в ходе предвыборной агитации не предо-ставили нам ни строки. Зато у команды Путина (не скажу в данном случае: у «Единой России», поскольку по-следняя на президентских выборах держалась в тени после относительной неудачи 4 декабря) позиция была совершенно иной.

Фактор нового губернатора

На думских выборах партия «Единая Россия» получила в Архангельской области третий с конца по стране результат. Последовала «добровольная» отставка непопулярного губернатора Ильи Михальчука. Ему на смену пришёл молодой и сформировавшийся в области (а точнее в Северодвинске, на «Звёздочке») руководитель Игорь Орлов. Он сразу же продемонстрировал не только качества управленца высокого класса, но и твёрдую предвыборную линию, хотя явной агитации в публичных выступлениях себе не позволял. Как главу региона его можно понять. Недаром 4 марта Орлов так, не без иронии, объяснил мотив своего голосования на выборах президента: «По зову совести и производственной необходимости».

В общем, область дала на выборах Путину 4 марта значительную прибавку по сравнению с «Единой Россией» на выборах 4 декабря: 58 процентов вместо 32. В Северодвинске эти цифры соответственно выглядят так: 53 и 27. За Владимира Владимировича — большинство избирателей. Остаётся ожидать, как сбудутся их надежды.
Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Результат, который нельзя отменить
Дата публикации: 21 марта 2012

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Политика

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia