- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

«Северный рейд»: на перепутье

Автор Мария Романова дата: 28 марта 2012 @ 10:14 в Новое на сайте | Нет комментариев


Название северодвинского предприятия «Северный рейд» после некоторого затишья вновь замелькало в прессе. Упоминания снова, как и несколько лет назад, связаны с питерским концерном «Океанприбор». А в последние дни ещё и с начатой процедурой банкротства. Коллеги, как и мы, сообщили эту информацию, сухие строчки: «Северный рейд» на грани банкротства. А чуть ранее: на предприятии новый директор Александр Новопольцев. И всё. Никаких комментариев, только надежды, что новая дирекция развеет уже поползшие по городу слухи о кончине предприятия. И Александр Сергеевич согласился сделать это: нам удалось побеседовать с новым генеральным директором «Северного рейда».

— Александр Сергеевич, судя по тому, что вы совмещаете должности заместителя генерального директора по корпоративному развитию ОАО «Концерн «Океанприбор» и гендиректора «Северного рейда», вопрос «удочерения» нашего предприятия решен?

— Да, очень долгое время органы власти, несмотря на всё наше желание, не решали вопрос о включении «Северного рейда» в состав «Океанприбора». Но 21 марта 2012 года подписан указ президента РФ о включении «Северного рейда» в концерн путём передачи 100 процентов минус одна акция в уставный капитал «Океанприбора».

Ранее уже была ситуация, когда документы находились в администрации, в правительстве, но результата не было. До подписания указа мы занимали выжидательную позицию. Если помните, «Океанприбор» не принимал участия в развернутой полемике, мы не давали никаких комментариев, никого не обвиняли. Хотелось бы эту тональность выдержать и сейчас: ведётся работа, есть просчёты прежнего руководства. Те просчёты, которые можно исправить, будем устранять своими силами.
— И всё же в Северо-двинске живы отголоски той самой информационной кампании, развернутой несколько лет назад. По городу распространяются слухи о том, что питерский концерн всё же решил загубить северодвинского конкурента, что «Северный рейд» вскоре прикажет долго жить... Какая выгода нашему предприятию от объединения?

— Зачем объединение нужно «Северному рейду»? Для того чтобы «Океанприбор» расценивал его как свою дочернюю компанию, с чем и связан мой приход сюда. Если это не наша компания, значит, у нас нет обязательств по её загрузке заказами: у нас есть другие заводы (в концерн входят восемь предприятий), мы занимались их развитием. Вся информация о компаниях «Океанприбора» открыта, есть на нашем официальном сайте, там можно увидеть положительную динамику, предприятия получают прибыль, совокупный оборот концерна большой. Сейчас нам необходимо интегрировать в эту цепочку «Северный рейд», ведутся переговоры по вопросам перспективной загрузки.

Вся проблема «Северного рейда» заключалась в том, что в силу жёсткой конкурентной борьбы с «Океанприбором», которую начал, ещё будучи гендиректором, Сергей Иосифович Бармин, северодвинское предприятие как производитель стало несостоятельным. В силу этой борьбы «Северный рейд» оказался просто выведен из кооперации. Ремонты лодок второго поколения заканчиваются, приходят на модернизацию лодки третьего поколения. За «Северным рейдом» осталось второе поколение подводных лодок. Третье поколение прошло глубокую модернизацию «Океанприбором», гидроакустические комплексы на лодках новых поколений («Борей», «Ясень») также разрабатывались концерном. Соответственно, и модернизацию, и строительство комплексов на новые лодки будут производить только предприятия «Океанприбора».

Если бы «Северный рейд» не вошёл в концерн, он попросту не привлекался бы к этой работе. Судьба предприятия без вхождения в концерн была бы плачевной. Сейчас же «Океанприбор» планирует перспективную загрузку «Северного рейда».

— И всё же «Северный рейд» на грани банкротства. Прокомментируйте, пожалуйста, появившуюся недавно информацию о начатой процедуре.

— Есть некий сотрудник предприятия, который в 2008 году получил кредит и передал деньги в кассу «Северного рейда». Впоследствии из кассы он их получил (есть документы). Однако, с его слов, деньги получил не он, а бывший заместитель гендиректора Бармина по финансам. В 2011 году этот сотрудник подал иск о взыскании 11,5 млн. рублей с «Северного рейда», а гендиректор, который возглавлял предприятие на тот момент, почему-то дал письменное указание юротделу не предоставлять документы и обеспечить неучастие «Северного рейда» в судебном заседании. Суд удовлетворил иск. В настоящее время все материалы по этому делу переданы в следственные органы, пока решение не принято. Хотя, по моему мнению, все процессуальные сроки уже прошли.

В день, когда я пришёл на предприятие, мне принесли исполнительный лист по этому иску. Подарок этакий. Судебные приставы по требованию истца арестовали счета организации, а 14 марта 2012 года арбитражный суд Архангельской области вынес определение о введении в отношении ОАО «Северный рейд» процедуры наблюдения. И эта процедура сейчас нам даже на руку. Она даёт предприятию возможность по закону в течение семи месяцев (возможно, больше: временный управляющий ещё не назначен) быть защищённым от возможных взысканий со стороны кредиторов.

Предприятие работает без каких-либо ограничений со стороны законодательства. Эта процедура предусмотрена, чтобы в случае возникновения каких-либо кризисных ситуаций предприятие было защищено от воздействия извне.

А ситуация на «Северном рейде» архикризисная. Основная причина — задолженность перед банками более 650 млн. рублей. Для сравнения: выручка предприятия за 2011 год — 316 млн. рублей. Годовая нагрузка предприятия только в части выплаты процентов и комиссий составляет более 70 млн. рублей. Долги тянутся со времен Бармина. Есть определённая аналитика, которую подготовили по моей просьбе: с 2008 года, несмотря на смену директоров, долги только росли. Не хотел бы никого обвинять, есть компетентные органы, которые разберутся, кто и в чем виноват. Но объективная реальность в том, что «Северный рейд» «проел» самого себя. Он настолько «эффективно» управлялся, что стоимость основных средств стала равна чистым убыткам.

— Чего ждать партнерам? Чего ждать людям, которые трудятся на предприятии? В городе говорят о массовых сокращениях на «Северном рейде», о снижении зарплаты, ликвидации части подразделений...
— Все обязательства, которые есть перед заказчиками (это «Звёздочка», «Аврора», «Океанприбор», Мин-обороны и так далее) будут выполнены в полном объёме. Перед коллективом обязательства также выполняются в полном объёме. Задержек по зарплате нет и не будет.
Нет никаких массовых сокращений. Сейчас идут мероприятия по оптимизации численности, и я настаиваю именно на этом определении. По этому вопросу мы находимся в тесном контакте с администрацией области. Оптимизация в первую очередь направлена на снижение накладных расходов: неправильно, когда один рабочий кормит 10 начальников. Сокращаем в первую очередь административно-управленческий персонал. Все надстройки стараемся убирать, идём по пути объединения подразделений, функций и высвобождения излишней численности начальников.
Естественно, есть недовольные, они есть всегда.

Да, безусловно, это больно, для социальной среды не совсем правильно, но без этого невозможно. Мы являемся производственным предприятием, задача которого — производить, ремонтировать, модернизировать. То есть мы не социальная организация, здесь нет задачи трудоустроить всех, кто был трудоустроен. Предприятие должно быть эффективным, основная цель деятельности любого акционерного общества — получение прибыли. Сокращенных сейчас порядка 10 процентов, около 90 человек. В производстве не сокращён ни один! Пока не будет чёткого понимания нашей дальнейшей загрузки (а это зависит даже не от «Океан-прибора», а от того, будет ли страна строить и ремонтировать корабли), сокращений в производстве не будет.

От непрофильных работ также будем избавляться: никаких домостроений и светодиодов — по-моему, это утопия. Останется только то, что касается кораблестроения. Эти заводы строились с другой целью. Перспективы заполнить все цеха, которые здесь настроили в советские времена, конечно, нет. Но даже если занята будет треть производственных площадей, предприятие может получать прибыль.

— А прибыль — это не утопия? Какие видятся выходы из кризиса?
— Их всего два. Нам сейчас нужно немного отдышаться от всех этих сложных моментов и разработать план. Основной его постулат, конечно, загрузка. Этим мы сейчас занимаемся, ведём переговоры со «Звёздочкой» и «Океанприбором». В соответствии с решением межведомственной комиссии при правительстве РФ план финансового оздоровления предприятия должен быть рассмотрен во втором квартале 2012 года, в апреле-мае. Мы надеемся на получение бюджетных ассигнований на погашение ссудной задолженности. И к этому есть предпосылки.

В свое время концерн «Океанприбор» столкнулся с подобной проблемой на таганрогском заводе «Прибой». Он тоже находился в кризисном состоянии, ссудная задолженность была больше 200 млн. рублей. Нам тогда казалось, что процесс необратим, что мы не сможем вытащить предприятие. Но смогли. За 2011 год завод получил больше 100 млн. рублей прибыли. Я уверен, концерн с помощью сотрудников «Северного рейда» и при поддержке судостроительных и судоремонтных предприятий Северодвинска возродит ОАО «Северный рейд».

К Путину, к Рогозину
Уже после беседы с Александром Новопольцевым появилась информация, что коллектив предприятия отправил письмо на имя Дмитрия Рогозина, заместителя председателя правительства Российской Федерации, с просьбой разобраться в ситуации на «Северном рейде». Сотрудники вновь говорят о сокращениях персонала и о том, что нарушены сроки выполнения контрактов. Ранее, еще до президентских выборов 4 марта, коллектив писал на имя Владимира Путина: по мнению работников предприятия, действия со стороны концерна «Океанприбор» приводят к ухудшению ситуации. Комментировать это обращение Александр Сергеевич не стал, заметив, что ответ на послания должны давать те люди, которым письма адресованы.
Между тем телекомпания СТВ сообщила о том, что бывший гендиректор «Северного рейда» подал иск в суд за незаконное увольнение с предприятия. А значит, до точки в ситуации вокруг «Северного рейда» еще далеко.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/03/28/severnyj-rejd-na-perepute.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.