Фига Кремлю


В обстановке политического ажиотажа последних месяцев в Северодвинском драматическом театре вышла премьера спектакля, поставленного по комедии Николая Эрдмана 1928 года «Самоубийца». Постановка, на мой взгляд, — блестящий образец политической сатиры, ушат холодной воды, который режиссёр Михаил Апарцев выплеснул в зрительный зал.


В «Самоубийце» Апарцев продолжает развивать сатирическую линию, начатую ещё в его более раннем спектакле «Энергичные люди». Действие перенесено в настоящее время, для чего режиссёр основательно перекроил пьесу, выбросив оттуда целые куски текста и явные анахронизмы. Но даже в этом случае эрдмановский текст остаётся свежим и актуальным — ну хотя бы реплики героев про то, что лучше бы правительство протянуло ноги. Что изменилось за 85 лет в отношениях монолита власти и отдельно взятого человека? Пролетариат и советскую власть сменил Кремль и народный фронт, наркома — министр финансов, а «сёмгу на ужин по-прежнему кушает тот, кто с властью дружен». А кто-то – ливерную колбасу...

В постановке фигурируют и «Единая Россия», и «Женщины России» — собирательный образ-символ (представительницы этого направления появляются исключительно в нарядах а-ля триколор), ну и Пьер Карден, конечно.

Образ главного героя Подсекальникова, блестяще воплощённый актёром Владимиром Кулаковым, гармонически развивается по ходу действа. Из «твари дрожащей» в первом акте Подсекальников превращается в «право имеющего» в финале. Имеющего право просто жить по-человечески. Реальной внешней свободы он, конечно, не получает, но зато приобретает свободу внутреннюю. И уже не на пьяную голову, как в тот раз, когда Подсекальников в разгар банкета, посвящённого его предстоящему самоубийству, звонит в Кремль, дабы обложить всех по матушке. Возможно, поэтому в спектакле присутствует аллюзия, обыгрывается внешнее сходство актёра с премьер-министром России Владимиром Путиным, человеком, реально имеющим в нашей стране больше всех прав (на заднике в одной из сцен появляется большая фотография с изображением Кулакова—Подсекальникова в деловом костюме на фоне Кремля). Сам «национальный лидер» неоднократно упоминается в спектакле в различных формулировках, преимущественно в ироническом контексте: «Он», «Вождь», «Премьер», «Президент» и т.д.

Удивительно точно режиссёр и актёры нарисовали одиозных личностей, приспособленцев, которых хлебом не корми – дай примазаться к чужой славе, пусть даже и сомнительной. Режиссёр не жалеет красок, образы проработаны детально. Правда, по сравнению с первоисточником многие персонажи в спектакле существенно видоизменились. Но минусом это вряд ли можно назвать — новые старые герои важны для понимания сатирического замысла режиссёра.

Один из ключевых — сосед Подсекальниковых Калабушкин (Сергей Черноглазов). В пьесе это содержатель весов, силомера и тира в летнем саду, в постановке же он превращается в сотрудника некой федеральной службы (читай: ФСБ) и изредка размахивает красной книжицей. Правда, прямых своих обязанностей он не исполняет, зато моментально появляется там, где можно заиметь какую-либо выгоду, в том числе и финансовую. А разве не сидят у нас в правительственных структурах по большей части выходцы из этой «спецслужбы номер один»?

Представитель российской интеллигенции Аристарх Доминикович Гранд-Скубик (Сергей Варнашов) на самом деле словоблуд и пустобрёх, лелеющий тайную мечту самому подняться к властным вершинам. Егорушка (Павел Варенцов) — национал-большевик с марксистским уклоном — пародийное переосмысление нашей «несистемной оппозиции», которая шарахается из стороны в сторону. Безымянный представитель бизнеса (Николай Кабуркин), выросший из эрдмановского мясника Пугачёва, олицетворяет взаимоотношения этого класса с властью. В неприглядном виде выставлены и пороки Русской православной церкви, которые сочетает в себе отец Елпидий (Вадим Мизин). Правда, режиссёр здесь мог бы пойти и дальше, показав, как РПЦ сегодня слилась в экстазе с властью. Замечательны и образы двух преследующих Подсекальникова дам-нимфоманок, явно начитавшихся любовных романов, в исполнении Анны Венгерович и Юлии Карельской.
Очень символичен образ глухонемой девушки (Лариса Тарасова), у которой в финале вдруг прорезается голос. Да уж, в стране происходит такое, что впору мёртвому воскреснуть от изумления...

Пожалуй, самый мощный и смелый момент спектакля – когда на сцену выезжает фотография, изображающая Кремль, накрытый чёрным траурным крепом. Аплодисменты театру и режиссёру за гражданскую позицию и мужество.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Фига Кремлю
Дата публикации: 9 апреля 2012

Автор(ы): Владимир Тикус   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia