Что ждёт «Северный рейд»?


Заметки бывшего гендиректора


За последние три года в ОАО «Северный рейд» сменилось пять генеральных директоров. Я, Михаил Александрович Телицын, последний из них. Все события, связанные с прекращением моих полномочий и возложением их на заместителя генерального директора по корпоративному развитию петербургского ОАО «Концерн «Океанприбор» А.С. Новопольцева, а также первые действия нового руководства расцениваю не иначе как ликвидацию ОАО «Северный рейд» в качестве конкурента.

21 марта 2012 года был подписан указ президента РФ о включении ОАО «Северный рейд» в ОАО «Концерн «Океанприбор» путем передачи 100% минус одна акция в уставный капитал ОАО «Концерн «Океанприбор». Но все предприятия, которые перечислены в указе, кроме «Северного рейда» и НПП «Радуга», уже юридически входят в «Концерн «Океанприбор». Согласно пункту 2 указа процесс вхождения юридически и технически займёт примерно год.

Завод «Полярная звезда» также назван в этом указе, но все мы знаем, что это предприятие является с 2004 года банкротом. Численный состав его работников всего примерно четыре-пять человек.
Естественно, оглядываясь на судьбу «Полярной звезды», мы не хотим такой же участи для «Северного рейда». Но методы нынешнего руководства ОАО за-ставляют задуматься.

Хотелось бы сказать несколько слов о просчётах предыдущих руководителей, одним из которых являлся в 2009—2010 годах Николай Данилович Пашков — нынешний первый заместитель генерального директора ОАО «Северный рейд». За период его руководства численность работников предприятия сократилась с уровня 1700 человек примерно до 950. Также была проведена так называемая оптимизация производства, в результате которой некоторые подразделения были либо ликвидированы полностью, либо приведены в неработоспособное состояние, в частности стекольное и деревообрабатывающее производства. Несмотря на это, были получены кредиты от банков дополнительно на сумму около 100 млн. рублей.

Кроме того, одним из первых шагов Пашкова стало подписание мирового соглашения с ОАО «Концерн «Океанприбор», в результате чего были списаны долги перед ОАО «Северный рейд» на сумму примерно 200—250 млн. рублей за выполненные работы, подтверждённые судебными решениями. В этот период, 18 месяцев, на предприятии существовало 19 структур управления, отсутствовала стабильность в коллективе, происходила кадровая чехарда.

Я был назначен на должность генерального директора 4 апреля 2011 года. Когда я занимал эту должность, продолжался ремонт заказов второго поколения, велись работы по всем направлениям деятельности «Северного рейда». От общего объёма заказов в апреле 2011 года гидроакустика составляла 53%, навигация — 32%, автоматика — 10%, прочее — 5%. По состоянию на 1 января 2012 года соотношение изменилось, работы по гидроакустике стали составлять 47%, навигации — 32%, автоматике — 14%, прочее — 7%. Во многом они ведутся и сейчас, работники предприятия продолжают выполнять работы по всем видам деятельности предприятия на 379-м и 385-м заказах, проходящих ремонт в центре судоремонта «Звёздочка».

Для сравнения: портфель заказов на конец 2010 года составлял примерно 600 млн. рублей, на начало 2012 года — примерно 1,8 млрд. рублей (без учёта пересмотра цен), исходя из этого имелась реальная возможность погасить все кредиты в течение полутора-двух лет.

2011 год выдался не простым для многих предприятий города в связи с отсутствием утверждённого государственного оборонного заказа вплоть до сентября — октября. В результате сроки сдачи заказов были перенесены, а как следствие, снизился товарный выпуск, в том числе и в ОАО «Северный рейд». Кроме этого работниками предприятия проводились работы по освидетельствованию систем и механизмов заказов третьего поколения, проходящих ремонт на «Звёздочке». При этом глубокая модернизация предусмотрена только на заказе с заводским номером 832.

Хотелось бы сказать несколько слов о кооперации ОАО «Северный рейд» с предприятиями ОАО «Концерн «Океанприбор». За период 2010—2011 годов ими была заказана продукция на «Северном рейде» на сумму примерно 30 млн. рублей. За тот же период концерн «Океанприбор» выполнял и продолжает выполнять работы по договорам с ОАО «Северный рейд» в интересах заказов ОАО «ЦС «Звёздочка» на сумму 100—110 млн. руб.

К работам на заказах, строящихся в ОАО «ПО «Севмаш», за последние два года официально «Северный рейд» не привлекался, то есть отсутствовали договорные отношения. В то же время работники предприятия неоднократно привлекались для выполнения работ на заказах зав. № 202, 161 под «флагом» ОАО «Концерн «Океанприбор».

По моему мнению, банкротство «Северного рейда» преднамеренное. В период руководства мне неоднократно поступали предложения о банкротстве предприятия. На банкротство «Северного рейда» подала в итоге «Полярная звезда», что тем более непонятно, ведь согласно указу президента от 21 марта оба эти предприятия должны войти в концерн «Океан-прибор». Выводы напрашиваются сами собой. Все это затеяно только для возможности получения государственной поддержки. Но кто её получит и что из неё до-станется предприятию?

Безусловно, у ОАО «Северный рейд» есть ряд проблем, которые необходимо решать. Например, отсутствие собственного проектирования, что означает полную зависимость от разработчиков. Но это не означает, что предприятие неконкурентоспособно и несостоятельно.

Массовые сокращения, которые проводит нынешнее руководство в стремлении оптимизировать производство, в пределах нашего города неразумны. Ведь 90 уволенных человек — это 90 семей Северодвинска, которые останутся без работы и дохода. Я, в свою очередь, полагаю, что 90 уволенных и сокращённых человек — это не предел, нынешнее руководство будет продолжать сокращать работников.

А ведь, чтобы стабилизировать работу предприятия, необходимо сохранение и укрепление трудового коллектива (соотношение опыта и молодости, преемственность поколений). Только это может обеспечить стабильность в социальной сфере. А отнюдь не повышение напряженности попытками снижения премий, отменой надбавок за совмещение, профессиональное мастерство и так далее.
Получение прибыли возможно только при максимальной загрузке предприятия, поиске новых направлений деятельности, освоении новых видов продукции, прежде всего гражданской, при условии, что объем ГОЗ не обеспечивает загрузку предприятия.

Кредитный портфель — долги перед банковскими структурами сложились не за год. Одной из основных причин явилось то, что в период с 2009 по 2011 год выполнялись работы на заказах ЦС «Звёздочка» по договорам, заключенным в условиях 2006—2007 годов, пересмотра цен не производилось, а инфляцию, как известно, никто не отменял. В результате за этот период предприятие вынуждено было работать себе в убыток.

В настоящее время по части договоров цены пересмотрены и согласованы, при этом увеличение составило примерно 300 млн. рублей. — эта работа была начата в мае 2011 года. Тем более что до того момента, как с меня сняли полномочия генерального директора, мной был сформирован портфель заказов, который позволяет предприятию относительно спокойно работать два года — загрузка уже была и пока есть.

Хочу сравнить «Северный рейд» с таганрогским заводом «Прибой». Завод «Полярная звезда» (нынешний «Северный рейд») строился с учетом того, что на нем должны были работать примерно 3000 человек. В настоящее время на предприятии работают примерно 900 человек, то есть менее трети от возможного. Да, есть избыточные производственные площади, но отключение отопления и прочих коммуникаций даже на одну зиму приведет к необратимым последствиям. В Таганроге, видимо, это сделать несколько проще в силу хотя бы географических различий. Видимо, ОАО «Северный рейд» ждут массовые сокращения и площадей, и персонала, как и на всех остальных дочерних предприятиях ОАО «Концерн «Океанприбор».

Михаил ТЕЛИЦЫН, бывший генеральный директор ОАО «Северный рейд»

Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Что ждёт «Северный рейд»?
Дата публикации: 11 апреля 2012

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Самое читаемое, ситуация

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia