- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Религия в школе

Автор Екатерина Курзенева дата: 25 апреля 2012 @ 13:04 в Самое читаемое | Нет комментариев

Отныне добру, милосердию и ответственности младших школьников будут учить на примерах из Библии, Корана, Талмуда и других священных книг. Решение о введении нового обязательного предмета принято, но спор о том, нужен ли он школе, в каком виде и с какого класса его вводить, только разгорается. Главный вопрос: сможет ли обучающий курс решить возложенную на него сверхзадачу, обозначенную лозунгом «Мы разные, но мы граждане одной страны»? Научатся ли дети слушать и уважать друг друга, если даже взрослые порой этого не умеют?

Мух от котлет

У нас нововведение коснётся примерно двух тысяч учеников четвёртых классов. У них в сентябре-2012 стартует новый предмет под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Курс состоит из шести модулей, один из которых предстоит выбрать родителям. Это православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика.

— Пятый класс переходный, тяжёлый, — говорит начальник управления образования Сергей Попа. — У ребят появляются новые предметы, учителя, кабинетная система. Может произойти перегрузка и неприятие предметов. А к четвёртому классу у школьника уже сформированы основные навыки: он умеет читать, имеет базовые эстетические представления за счёт курсов музыки и изо. Может отделять культовые начала от вечных нравственных основ.

Важный момент: курс исключительно светский и не может повлечь за собой приход религиозного образования в школы, что противоречило бы Конституции. Он связан с духовно-нравственными ценностями и не предполагает обрядовых вещей. Посещение церкви возможно, но не для участия в молении, а для того, чтобы школьники имели представление о канонах и внутреннем убранстве помещения.

А чтобы разговоры о нравственности и духовности не вызывали отторжения, предполагается безоценочная система изучения предмета. Новые учебники должны поступить к началу учебного года. Вся подготовительная работа пройдёт до 31 мая. Появится региональный учебный план, на основе которого школы внесут изменения в свои локальные планы; родители напишут заявление о выборе модуля, а учителя параллельно пройдут обучение.

Мы выбираем

Естественно, введению такого тонкого предмета предшествовали масштабные эксперименты. Они проводились в 21 регионе страны и коснулись десяти тысяч школ. Наша область в проекте не участвовала.

Что же показал опыт пилотных регионов? 42 процента родителей отдали предпочтение самому нейтральному предмету — «Основы светской этики». За ним в рейтинге популярности идёт курс по православной вере (30%), затем модуль, рассказывающий о мировых культурах религии (18%). Самыми непопулярными оказались модули исламской культуры (9%), буддизма (1%) и иудейской культуры (менее процента).

По мнению члена Общественного совета при Мин-обрнауки, главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, новый курс не решает главную задачу — воспитание толерантности.
Есть мнение: появление в школьной программе данного курса говорит о том, что власти расписались в собственном бессилии в вопросе поддержания нравственно-этических норм населения и взвалили эту задачу на религию.


Наконец заговорили о душе!

К принципиально новому для российских школ предмету учителей готовили в течение месяца. Однако сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Антонина Лазарева считает, что таких курсов явно недостаточно. Чтобы разбираться в теме, учителю требуется двух-, трёхлетняя подготовка. Да и выбор компетентного и тактичного преподавателя такого предмета для школы — сверхзадача.

У нас повышение квалификации на федеральной стажировочной площадке в Костроме прошли два северодвинских педагога — учитель начальных классов школы № 5 Светлана Мелехова и учитель русского языка и литературы школы № 25 Жанна Мурина. В качестве тьюторов (преподавателей-консультантов) они будут обучать других педагогов на семинарах. На них выбор пал не случайно: в обеих школах есть опыт преподавания предмета подобного факультативного цикла совместно с представителями церкви. Вот что они сами думают по поводу нововведения.

— Это просто необходимо, — считает Светлана Мелехова. — Вокруг такого стержня удачно выстраивается воспитательная работа. Курс очень хорошо накладывается на краеведческий материал, цементирует такие предметы, как история Отечества, краеведение, окружающий мир, и работает на принятие чужого мнения.

— Радует, что наконец-то заговорили о душе ребёнка, о воспитании и о нравственности! — говорит Жанна Мурина. — Программа выстроена на сопоставлении культур. Первым уроком для всех, независимо от выбранного модуля, будет «Моя родина Россия». Интересен курс и тем, что очень многие задания предполагают участие родителей, семьи.

Школа не молельный дом

А как идею нового предмета в целом восприняли родители северодвинских школьников? В ноябре, когда поступило первое письмо из Министерства образования, их поставили в известность, что предполагается вводить курс в апреле. Родители, как уверяют в управлении образования, отреагировали спокойно, без ажиотажа и негатива. На одном популярном северодвинском сайте мы предложили обсудить эту тему, но она не вызвала особого интереса. В основном высказались скептики: «Не против этики, даже за, а вот религия... это вещь сугубо личная», «Зачем надо пудрить этим мозги школьников?», «Надо больше уделять внимания другим предметам», «Основы религиозных культур» — не что иное, как завуалированный Закон Божий. У детей не развито критическое мышление... Школа не молельный дом, религиозной пропаганде там не место».
Такие опасения звучат чаще всего. Вот что по этому поводу говорит священник храма Кирилла и Мефодия иерей Дмитрий Апполинариев:

— Не первый год сотрудничаю со школами и видел разные программы. Данный курс разработан и согласован с Министерством образования и направлен на повышение нравственности в детях, а не на то, чтобы затащить их в церковь. Сего-дня в школах нет такого предмета, как домострой, помогающего выстраивать взаимоотношения друг с другом. Этот курс как раз направлен на то, чтобы на примерах исторических личностей объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

Махмуд и Иван за одной партой

Словом, речь не идёт о получении дополнительных знаний. Скорее — о воспитании толерантности по отношению друг к другу. Но как это реализуется на деле? Когда, например, весь класс выберет к изучению православие, а один школьник — ислам? Не даст ли это повод для ущемления?

— Не припомню в Северодвинске проявлений религиозной нетерпимости, — вспоминает Сергей Попа.

— К нам приезжали армянские дети, которые по-русски плохо говорили. А через некоторое время они уже пели русские народные песни в ансамбле «Прялица»! В новодвинской гимназии были камерунцы, и к ним никто плохо не относился. Нетерпимость вообще нехарактерна для Русского Севера, где Махмуд и Иван прекрасно сидят за одной партой.

Отметим ещё один момент. С 1 сентября в пятых классах школы № 2 и ягринской гимназии стартует эксперимент по внедрению нового Федерального госстандарта в средней школе, который через год станет обязательным для всех других школ. Новый ФГОС содержит предметы духовно-нравственного цикла. Предполагается, что в них получит своё продолжение начатая в четвёртых классах инициатива. О каких-либо экзаменах по данному направлению речи пока не ведётся.

Положительный момент

63% россиян положительно относятся к введению в школах данного курса, 17% — отрицательно. Респонденты считают, что предмет будет способствовать культурному и духовному развитию детей, они станут более дисциплинированными и будут уважительнее относиться к старшим. Россияне надеются, что изучение предмета сделает их детей более религиозными, у них появится вера в Бога. Среди предполагаемых отрицательных последствий называются увеличение нагрузки на школьников и опасения, что ребятам будут «навязывать религию», а предмет — некорректно преподавать плохие педагоги.

По результатам исследований фонда «Общественное мнение»


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/04/25/religiya-v-shkole.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.