- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

По сути — банкротство

Автор Александр Писарев дата: 23 мая 2012 @ 12:10 в Новое на сайте | Нет комментариев

Счетная палата РФ провела аудит социально-экономического развития Архангельской области с учетом эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и влияния оборонно-промышленного комплекса.

В прессе распространено выступление аудитора Счетной палаты Александра Пискунова на коллегии ведомства. Генерал, избиравшийся от нашей области народным депутатом РСФСР и депутатом Государственной думы, весьма негативно оценил состояние экономики области. Вот что он, в частности, сказал на коллегии ведомства.

Губернатор отстранён от должности не без оснований

Проверка наглядно проиллюстрировала то, о чем шла речь на недавней коллегии Минфина: о доверии президента губернаторам тех регионов, которые не выполняют свои обязательства и допускают увеличение кредиторской задолженности. В частности, о том, что доведение региона, по сути, до банкротства — это серьезное основание говорить о квалификации руководителя этого региона.

Как мы знаем, предыдущий губернатор Архангельской области отстранен от занимаемой должности, и не без оснований. Если на начало 2008 года область имела бездефицитный бюджет, то затем ситуация начала стремительно ухудшаться с некоторой поправкой в 2010 году.
Дефицит бюджета oбласти в 2011 году составлял 26,58 процента, расходы областного бюджета на 2012 год не покрываются доходами на 18 процентов. При этом дефицит бюджета на прогнозный период 2013—2014 годов установлен строго в размере 15 процентов от налоговых и неналоговых доходов. Однако отсутствие объективных предпосылок, прежде всего конкретных мер для его удержания в заданных пределах, говорит о том, что трехлетний бюджет Архангельской области составлялся формально.

Резкий рост дефицита областного бюджета, в котором преобладают кредитные ресурсы, обусловил рост государственного долга региона. В структуре источников финансирования дефицита бюджета преобладают кредиты коммерческих банков.

Помимо роста кредитных обязательств одной из причин роста дефицита бюджета области является рост расходных обязательств, переданных с федерального уровня на региональный. Только за период реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов общий объем выпадающих доходов консолидированного бюджета Архангельской области, вызванных решениями федеральных органов власти, оценивается в 16,6 миллиарда рублей.

Если сопоставить объем собственных доходов региональных бюджетов на одного жителя Архангельской области и на одного жителя Ненецкого автономного округа в 2011 году, то разница составит 16 раз (в Архангельской области — 20 тысяч рублей на человека, в НАО — 312 тысяч). В этих условиях отмечается крайне низкий уровень программируемости бюджетных расходов.


Газификация как лакмусовая бумажка

Наряду с низкой инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью большинства отраслей экономики Архангельской области, обусловленных природно-климатическими факторами, одной из причин дефицита бюджета является высокий уровень тарифов на тепловую и электрическую энергию.

И без того тяжелая ситуация усугубляется ценами на газ, установленными ФСТ России. Начиная с 2011 года благодаря завершению строительства магистрального газопровода три основные ТЭЦ Архангельска, Северодвинска и Мирного были переведены на природный газ. При этом оптовая цена на него, не учитывающая затраты по его транспортировке, самая высокая в стране, а тарифы на тепловую и электрическую энергию снизились совокупно только на три процента.

В то же время даже при данном уровне оптовой цены срок окупаемости инвестиционного проекта строительства новых объектов газовой инфраструктуры для правительства Архангельской области остается неопределенным.

Учитывая состояние бюджета, низкий уровень благосостояния населения региона, которое постоянно сокращается, проблематичной является также задача газификации населенных пунктов области.

Куда идёт НДФЛ

Одним из основных источников областного бюджета является налог на доходы физических лиц (в 2011 году — 42 процента). Собирается он далеко не лучшим образом, и еще одна проблема возникла в ходе новаций Минобороны России. НДФЛ, удерживаемый с наградных денег, должен уплачиваться в бюджет воинскими частями по месту своей дислокации и по установленным нормативам распределяться между региональными и муниципальными бюджетами.

Однако на практике выплата наградных денег стала осуществляться, минуя воинские части. В частности, офицерам, проходящим службу на территории Архангельской области в воинских частях космодрома Плесецк, данные выплаты осуществлялись непосредственно Минобороны России путем перечисления средств на счета награждаемых офицеров в отделениях Сбербанка России. Как следствие налог, удерживаемый с наградных денег, не поступал в доход консолидированного бюджета региона.

Бесспорно, область играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности страны. Здесь расположены два крупнейших полигона — ядерный на Новой Земле и ракетно-космический в Плесецке, в Северо-двинске размещены крупнейшие судостроительные предприятия Севмаш и «Звёздочка». Они также были проверены в ходе экспертно-аналитического мероприятия.

Было выявлено, что с 2009 по 2011 год из бюджетных инвестиций в эти предприятия на сумму более 11,2 миллиарда рублей, предназначенных для внесения в уставные капиталы, было приобретено в собственность Российской Федерации акций суммарной номинальной стоимостью всего 2,6 миллиарда рублей.

Таким образом, только часть бюджетных средств пошла на формирование уставных капиталов предприятий, а более 8,6 миллиарда рублей были учтены на счете «Добавочный капитал», что предполагает возможность дальнейшего использования полученных средств не только на техническое перевооружение в соответствии с их целевым назначением, но также на погашение убытков от текущих результатов финансово-хозяйственной деятельности. Данная ситуация создает риски нарушения устойчивой работы предприятий и невыполнения государственного оборонного заказа.

Динамика производства предприятий машиностроительного комплекса области, основу которого составляют предприятия ОПК, и сейчас характеризуется высокой степенью изменчивости, растет количество убыточных предприятий.

А что в других отраслях?

Кроме машиностроения вклад в развитие области вносят лесное хозяйство, транспорт и связь, рыболовство и рыбоводство.
При этом в деятельности лесопромышленного комплекса основную роль играет целлюлозно-бумажное производство.

Существующая структура и организация работы исполнительных органов государственной власти Архангельской области не в полной мере позволяет использовать потенциал для социально-экономического развития региона. Отсутствие достоверной информации о наличии лесных ресурсов в Архангельской области сдерживает эффективное лесопользование, охрану и воспроизводство лесов, развитие лесопромышленного комплекса практически застопорилось.

Объем заготовки древесины в области снизился с 13,4 миллиона кубометров в 2007 году до 11,8 миллиона кубометров в 2011-м. Расчетная лесосека осваивается на 50 процентов. В результате лесозаготовительная отрасль области стабильно имеет отрицательный финансовый результат.
Фактические расходы Архангельской области в лесном комплексе, источником обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, в 2011 году составили 999 миллионов рублей, что на 38 процентов выше показателя 2010 года. Доля убыточных предприятий в деревообрабатывающем производстве значительно выросла, а в целлюлозно-бумажном снизилась незначительно.

В 2011 году в области был ликвидирован рыбохозяйственный совет, выполнявший управленческие и координационные функции, что стало одной из причин стагнации в этой отрасли, снижения эффективности капитальных вложений.

С 2006 года субвенции, перечисляемые Архангельской области и НАО на охрану водных биоресурсов на внутренних водных объектах, не используются и возвращаются в федеральный бюджет.
В ходе проверки было выявлено значительное количество нарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, что отмечается в представлении в адрес губернатора области.

С учетом непростой ситуации в Архангельской области представляется целесообразным для повышения эффективности расходования бюджетных средств на реализацию проектов и программ в рамках стратегического и территориального планирования, развития Архангельской области с учетом приоритетов освоения арктической зоны, сохранения культурного наследия религиозного значения (Соловецкий архипелаг) в рамках подписанного сегодня соглашения с губернатором Архангельской области отработать совместно пилотный проект по комплексному управлению реализацией отраслевых и региональных проектов, контрактов и привлекаемых активов.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/05/23/po-suti-bankrotstvo.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.