- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Как Наполеон отравил своих детей

Автор Галина Чарупа дата: 25 мая 2012 @ 15:55 в Культура | Нет комментариев

Повод для разговора — 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Этому славному юбилею была посвящена выставка в городском музее. На выставке перебывали ученики из всех школ города, и большинство из них шокировали сотрудников музея своей эрудицией. Вернее, отсутствием таковой.

Для начала несколько картинок с натуры.

Глядя на портрет кавалерист-девицы Надежды Дуровой — первой русской женщины-офицера, школьник заявляет: «О, я знаю, кто это! Это Пётр Первый!».

Детям рассказывают о Бородинской битве: «Смоленская дорога проходила через село Бородино. И вот на поле под селом Бородино было решено дать решающее сражение французам. Ребята, под каким названием вошло в историю это поле?». Ребята хором отвечают: «Куликово поле!».

Будем снисходительны и расценим эти случаи как курьёзы. А вот такие эпизоды?

На вопрос, чем закончилась жизнь Наполеона, экскурсовод получила ответ: «Я видел в кино — он застрелил свою жену и застрелился сам». — «Нет, ребята, это был Гитлер». Блеснуть знаниями решил другой мальчик: «Я знаю! Его жена отравила своих детей, отравилась сама, и он тоже отравился». Видимо кино было то же самое и называлось «17 мгновений весны». Прекрасный фильм, но при чём тут Наполеон?

Стоя у бюста Михаила Илларионовича Кутузова, экскурсовод говорит о том, что русская армия отступала, народ был этим недоволен и требовал задать французам хороший бой. Под давлением общества вместо Барклая де Толли царь вынужден был назначить главнокомандующим русского, всеми уважаемого человека. «Дети, можете назвать его фамилию? — спрашивает экскурсовод. — Он был совсем пожилой, с трудом на коне сидел, одноглазый...» Дети: «А, это Сталин!».

Констатируем: когда говорят об Отечественной войне, дети первым делом вспоминают Великую Отечественную. Но ведь Отечественных войн в истории нашей страны было две! В сознании же ребятишек события, которые разделяют 130 лет, слились, а Гитлер, Сталин, Наполеон и Кутузов вроде как ходят по одним улицам.

Можно было бы порадоваться, что дети знают о Великой Отечественной войне, но с каждым годом всё слабее осведомлённость и о ней. В лучшем случае могут назвать, кто с кем воевал, а часто и этого не знают.

— Когда мы рассказываем о деятельности Молотовского порта в годы войны, хочешь не хочешь, надо говорить о странах антигитлеровской коалиции, — говорит сотрудник музея Анастасия Цветкова. — Упрощая вопрос донельзя, спрашиваю: «Детки, наша страна одна воевала с фашистами или у неё были страны-помощницы?» — «Были!» — «Какие?» — «Украина и Белоруссия!» (Ну да, когда мы учились в школе, Украина и Белоруссия были в составе СССР, а для нынешних детей это другие страны. — Г.Ч.). Есть и другой вариант: дети говорят, что нам помогали США и только благодаря им мы выиграли войну. Последние два года я уже почти ничего серьёзного не спрашиваю у детей.
Максимум, что они сейчас могут сказать, — что Великая Отечественная началась в 1941 году. Некоторые назовут дату: 22 июня. А что Германия напала на СССР в воскресенье в четыре часа утра без объявления войны, об этом уже никто из детей не знает.

Коллега Анастасии Любовь Карпова дополняет:
— Я помогала проводить викторину о Великой Отечественной войне для молодых работников ПКБ Севмаша. Предложила задание: перечислить улицы Северодвинска, названные в честь Героев Советского Союза. Молодые инженеры отвечают: «Улицы Седова и Воронина». Ну ладно, знаменитый ледовый капитан Воронин хоть по времени близок теме войны, но исследователь Арктики Седов умер в 1914 году, то есть 98 лет назад. Удивляются.

Продолжает Анастасия Цветкова:
— Мне кажется, сейчас нет более-менее системного преподавания отечественной истории. У нас в 4-м классе была история СССР — от первобытного общества до современности. В следующих классах на эту стройную линейку событий «нанизывались» подробности. А сейчас? Цивилизационный подход изучения истории, когда вся она начинается с Древних Египта и Греции, чреват тем, что дети не могут понять, какое место во всём этом занимает твоя собственная страна.

Комментарий учителя истории Эльвиры Борисовой:

— С 1993 года начался переход от линейной системы изучения истории к концентрической. Помните раньше в 4-м классе был учебник под названием «Рассказы по истории СССР»? Там всё излагалось поэтапно: древние славяне, период феодальной раздробленности, Иван Грозный, Пётр Первый, Бородино и так далее до наших дней. Всеобщая история начиналась потом: 5-й класс — Египет и весь древний мир, 6-й класс — средние века и т.д. Теперь же в 4-м классе нет такого слова — «история». Есть предмет «Окружающий мир», в который входит блок всеобщей истории, где перемешаны все цивилизации. В 5-м они начинают изучать древний мир. Вот и получается, что с историей России у детей в головах полный кавардак, особенно у шестиклассников. А если урок, на котором говорили о войне 1812 года, ребёнок пропустил (болел, например), то об этих событиях он ничего и не знает.

Ещё один важный момент: уменьшили количество часов на историю. В старших классах раньше было три часа истории в неделю, сейчас — два часа во всех классах. За короткий промежуток времени надо изучить и осознать столько событий! Поэтому историю могут знать только те, кого она интересует и кто предпринимает в этом направлении самостоятельные усилия: ищет материал, читает дополнительную литературу. Конечно, к 11-му классу у основной массы школьников история более-менее раскладывается в уме по полочкам. Тем более если у них сильный учитель.

Мне кажется, что в погоне за реформами, к сожалению, потерялось много хорошего и разумного, что было раньше в отечественной системе образования.

Спасибо музейщикам, что они помогают нам, педагогам, дополнить учебный материал зрительными образами. Пусть они не обижаются на учителей истории — поверьте, мы делаем всё что можем.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/05/25/kak-napoleon-otravil-svoix-detej.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.