Атом не сброшен со счёта


Со времени замысла строительства в районе Архангельска и Северодвинска атомной теплоэлектроцентрали (АТЭЦ) прошло около 12 лет.


Да, времени потеряно много, и на это есть объективные причины. Однако проделана колоссальная работа, и сегодня можно утверждать, что проект АТЭЦ готов к переходу в стадию рабочего проектирования и началу подготовительных работ на площадке в районе поселка Рикасиха.

Декларация о намерениях была подписана Мин-атомом России и администрацией области 30 ноября 2001 г., а уже в ноябре 2004 г. завершена разработка базового документа — Обоснования инвестиций (OБИН).

Идея АТЭЦ имела широкую и авторитетную аудиторию для борьбы мнений, экспертизы деталей энергоустановок и проекта в целом. Оказалось, что объект исключительно точно отвечает специфике региона и требованиям регионального когенерационного энергоисточника. С его вводом в эксплуатацию решаются многие социально-экономические проблемы края. Речь идет об ускорении строительства.

Архангельская область остается дотационным регионом. По доходам на душу населения область занимает 29-е место в РФ, по уровню ВВП — 40-е, по уровню энерготарифов — одно из первых, по экологии — в десятке худших. Дефицит в теплоснабжении тормозит жилищное строительство.

Стратегией развития области до 2030 г. ставится задача: на основе мощной и эффективной энергетики создать базу для инвестиций и возрождения края. Учитывая отсутствие местных топливных peсурсов и островной характер энергосистемы, выход возможен только в локальной атомной энергетике. Невыполнение заложенной в стратегии нормы годового объема привлечения инвестиций — 47 млрд. рублей в год — ставит под сомнение перспективы Стратегии-2030.

Руководство области понимает неизбежность надвигающегося кризиса: из шести ТЭЦ архангельского энергоузла четыре построены в 1937—1941 гг. Шестьдесят котельных работают на угле и мазуте и девять — на дровах. Износ генерирующих мощностей и сетей достиг уровня в 70%. Техногенные риски аварий и отказов растут, затраты на ремонт оборудования и сетей ежегодно увеличиваются.

Руководители ТГК-2 не могут не знать того факта, что для компенсации этих затрат с 2013 г. Россия переходит на новый порядок расчета тепловых тарифов по методу «RAB-регулирования», то есть их индексации с учетом вложений на 18 и более процентов. Поэтому восторги по поводу перевода агрегатов ТЭЦ на газ должны быть скромнее и учитывать эффект для населения и промышленности.
Нельзя ошибиться в оценке возможностей подачи в регион газа, который не является альтернативой ядерной энергетике и должен сберегаться как экспортный ресурс. Газ полезен для бытового применения и экологии, но он не наращивает мощности генерации, ограничен квотами, а для Архангельска и Северо-двинска требует строительства второй нитки газопровода. Но главное не в этом. Россия переходит на равнодоходность газа на внешнем и внутреннем рынках. По данным Агентства по прогнозированию балансов и электроэнергетике при Минэнерго РФ, цена на газ к 2020 г. увеличится в 2,25 раза и к 2030 г. — в 3,65 раза. Уже с 1 января 2012 г. ставка НДПИ для Газпрома повышена в 2,2 раза. Предусмотрена с 1 июля 2012 г. индексация оптовых цен на 15%, а с 1 сентября Газпром планирует индексацию на 26,3%. Цены на газ для промышленности могут составить в 2012 г. 140—141 доллар за тысячу кубометров, а к концу 2013 г. — 160 долларов. Это приведет к росту цен на электроэнергию на 23—25% (против планируемых 13—15%) и на тепло на 5—6%.

В настоящее время в недрах госкорпорации «Рос-атом» идет активный диспут — начинать или повременить с программой теплофикации российских городов от атомных источников. И здесь в центре внимания самая продвинутая головная и пионерная по многим техническим составляющим Архангель-ская АТЭЦ. Подобные решения просятся и по другим регионам.

Архангельск и Северо-двинск за счет проекта атомной теплоэлектроцентрали получают серьезное приращение жилого фонда со всеми обязательными приложениями и виде до-школьных учреждений, школ, больниц и поликлиник — всего 150,0 тыс. кв. метров.

Предполагается непо-средственно рядом с площадкой АТЭЦ разместить алюминиевый промкомплекс на базе североонеж-ских бокситов (глиноземный завод на 1400,0 тыс. тонн глинозема в год и завод первичного алюминия на 600,0 тыс. т/год). Ввод этих энергоемких производств потребует расширения АТЭЦ на два-четыре энергоблока ВК-300. Имеются возможности создания в этом районе кластера высокотехнологичных производств, в том числе по глубокой переработке древесины.

Анализ движения денежных поступлений при вводе АТЭЦ говорит о ее высокой эффективности для бюджетов региона и муниципальных образований за счет, в основном, налоговых поступлений. Для нашей огромной страны проблемы регионального развития имеют самое прямое отношение к социальному климату России и экономическому подъему российской глубинки, где скрыты огромные резервы. Если хотите, даже политические. Ведь стабильность определяется настроением рассредоточенного электората. Вопросы развития регионов обостряются, и их значение для страны неоднократно подчеркивалось президентом России В.В. Путиным.

Никто не будет отрицать, что Архангельская АТЭЦ — единственный региональный атомный энергообъект, готовый для рабочего проектирования и строительства. Проект АТЭЦ постоянно все эти годы находился в поле зрения всех заинтересованных структур, озвучивался в Госдуме и правительстве РФ, на коллегиях отрасли, совещаниях в Москве и Архангельске, в СМИ. Есть все основания полагать, что проект Архангельской АТЭЦ реально приблизился к практическому воплощению.

Игорь ОРЛОВ, председатель совета консорциума «Энергоресурс», представитель Архангельской области по АТЭЦ, академик РАЕН

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Атом не сброшен со счёта
Дата публикации: 6 июня 2012

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Новое на сайте

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia