Рассчитываем на поддержку федерального центра


Владимир Мелёхин подводит итоги собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России



В Петрозаводске состоялось отчётное годовое собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России. Съехались руководители исполнительных и представительных органов местного самоуправления, сити-менеджеры членов Союза (в настоящее время Союз объединяет 25 городов с населением шесть миллионов жителей). В работе собрания принял участие председатель Совета депутатов Северодвинска Владимир МЕЛЁХИН. Он поделился своими впечатлениями.

Власть, помоги жильцам

— Владимир Александрович, Союз городов Центра и Северо-Запада России объединяет самые разные муниципальные образования. И по численности населения, и по экономике, и по бюджетной обеспеченности.
— Действительно, каждый город имеет свою специфику. И Северодвинск, особенно как моногород, также отличен от других. Но на таких собраниях поднимаются самые актуальные вопросы почти для всех городов России. Ведь муниципалитеты живут по одним и тем же федеральным законам.
— Получается, что проблемы у всех примерно одинаковые. Какая из них на этот раз была вынесена во главу угла?
— Тема была обозначена так: «Взаимодействие органов местного самоуправления, управляющих компаний и собственников жилья в содержании многоквартирных домов и благоустройстве территорий». По всей стране сегодня от населения поступает немало упрёков в адрес муниципальной власти. Люди считают, что она недостаточно влияет на работу управляющих компаний.
Муниципалитеты являются собственниками определённой части жилых помещений в многоквартирных домах, соответственно несут бремя их содержания. Но во многих городах сего-дня складывается судебная практика по принуждению органов местного самоуправления к ремонту жилого фонда исключительно за счёт местных бюджетов. Северодвинск — один из пяти городов Союза (наряду с Ивановом, Тверью, Череповцом, Шуей), где пока не столкнулись с этой проблемой.
По закону, если гражданин приватизирует квартиру в доме, требующем капитального ремонта (факт необходимости в капремонте должен подтверждаться актом техсостояния многоквартирного дома), то капремонт обязан провести бывший наймодатель — муниципалитет. Местные бюджеты не выдерживают такой нагрузки.

Капремонт по суду

— С другой стороны, жильцы долгие годы производили отчисления за капремонт. Несправедливо требовать с людей выкладывать средства за то же самое.
— Абсолютно согласен. Введён в действие новый Жилищный кодекс, сфера ЖКХ претерпевает реформы. И люди, исправно платившие по счетам, не должны оставаться один на один со своими проблемами. Возлагать ответственность только на органы местного самоуправления тоже неправильно. Ответственность должна распределяться между всеми тремя уровнями публичной власти. Межбюджетные отношения сегодня выстроены таким образом, что возможности местных бюджетов ограничены. Нам не обойтись без финансовой поддержки федерального центра.
Повторюсь, что в Северодвинске таких судебных решений не выносилось, хотя в соседнем Архангельске их было 104. Содержание, ремонт жилья, расселение ветхих и аварийных домов — очень серьезная составляющая расходов местных бюджетов.

Приведу некоторые цифры из аналитической записки, подготовленной Союзом городов Центра и Северо-Запада России. В рамках информационного обмена 17 городов (Северодвинск в их числе) предоставили данные о затратах на капремонт общего имущества многоквартирных жилых домов за последние два года и на текущий год. В 2010 году на эти цели муниципальные образования суммарно израсходовали 3 млрд. 167 млн. 22 тыс. рублей, в 2011 году — 2 млрд. 162 млн. 352 тыс. Средства шли из четырёх источников: местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, Фонда содействия реформированию ЖКХ и собственников.

Но если в 2010 году доли распределились следующим образом: бюджеты МО — 18%, бюджеты субъекта — 18%, Фонд — 58%, собственники — 6%, то в 2011 году местные бюджеты взяли на себя уже 45% расходов, регионы — 21%, Фонд — 27%, собственники — 7%.

Ожидается, что на конец текущего года количество судебных решений, обязывающих провести капремонты, составит 675. Для исполнения их всех потребуется 1 млрд. 551 млн. 687 тыс. рублей. А в бюджетах 17 городов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов заложено всего 988 млн. 472 тыс. рублей. То есть по суду муниципалитеты должны будут потратить в полтора раза больше средств, чем предусмотрено на выполнение собственных программ капремонта!
— Северодвинск вошёл в программу Фонда реформирования ЖКХ, первые результаты уже есть. Но многие отмечают, что по сравнению с тем же Архангельском они достаточно скромны.

— У Архангельска вообще самый высокий показатель среди 17 городов. Насчёт же скромного участия Северодвинска — это не совсем так. По уровню финансирования из местного бюджета по итогам 2011 года мы занимаем четвёртое место из семнадцати. Больше выделили только бюджеты Калининграда, Архангельска и Пскова. То есть и администрация города, и депутаты делают всё возможное для решения проблем. Будем справедливы: на общем фоне в сфере ЖКХ у нас не всё так плохо.
— Если вернуться к прошедшему в Петрозаводске собранию, какие решения были приняты собранием, чтобы практически повлиять на сложившуюся ситуацию?
— Подготовлен и принят документ, содержащий ряд конкретных предложений по доработке Жилищного кодекса РФ, по разработке механизма льготного кредитования управляющих компаний и ТСЖ, по корректировке федерального законодательства в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по утверждению правил благоустройства. Кстати, совсем недавно проект таких правил, подготовленный нашей администрацией, не прошёл общественные слушания. В том числе из-за выявленных противоречий с федеральным законодательством.
Кроме того, мы утвердили отчет о работе Союза в 2011 году. Новым президентом организации избран Бобрышев Юрий Иванович, мэр Великого Новгорода.

Про выборы и детсады

— Актуален вопрос выборов-2013. Шла ли об этом речь? Многих интересует, будет ли установлен единый день голосования?
— Как и все, ждем решения Госдумы, которое должно быть принято в июне. Мы больше общались о насущных делах. Обмен опытом по различным город-ским вопросам всегда полезен. К слову, в том же Петрозаводске не спешат переводить детсады в статус автономных учреждений. Сначала хотят проанализировать первый опыт других, плюсы и минусы. Так что мы, можно сказать, первопроходцы.

Я также поинтересовался у коллег, какая ситуация с оплатой труда в детсадах. К сожалению, проблема характерна для подавляющего большинства муниципальных образований. В Петрозаводске зарплата в до-школьных учреждениях шесть — девять тысяч рублей. Решить её, так же как и у нас, возможно только усилиями всех трёх уровней власти.
Была подробно затронута и тема управления муниципальной собственностью. Тактика здесь такая: большинство городов продают небольшие объекты муниципальной недвижимости, крупные же пока оставляют за собой.

Игорь СМИРНОВ
Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Рассчитываем на поддержку федерального центра
Дата публикации: 9 июня 2012

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: ЖКХ

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia