«С папой знакомлюсь по письмам»


Как жаль, что я не помню своего отца! Его отняла у нас война. Иван Михайлович Беляев ушёл на фронт в первые дни войны, оставив нашу маму с тремя детьми.


Мне не было ещё и четырёх лет, брату — два года, а сестре всего два месяца. Как представить, какие трудности легли на плечи мамы троих малышей вместе с заботами о свекре и свекрови! Жили мы в селе Койнас Лешуконского района, где до войны наши родители работали учителями.

Отец воевал на Карельском фронте с июля 1941 года. Письма с фронта писал он часто, ставил дату и всегда просил маму, чтобы тоже ставила число.

Сохранилось 21 письмо, все они написаны в 1941—1943 годах. Некоторые сохранились хорошо, другие уже пожелтевшие и рассыпаются в руках. Берегу и конверты — не треугольнички, а квадратные, с красным рисунком и надписью «Смерть немецким оккупантам!». Некоторые письма написаны на почтовых карточках, есть отметки цензора.

Я осторожно беру эти чудом уцелевшие и пришедшие с далёкой войны письма 70-летней давности и читаю, читаю. Из посланий, написанных чётким убористым почерком, я стараюсь угадать мысли, желания, мечты отца, которые он старался донести через войну нам, его семье. Это единственное, что осталось в память о нём.

Сначала письма были спокойные, уверенные, что доживёт до победы, а потом всё тревожнее. Вот строчки из написанного 2 апреля 1943-го: «Сижу у печурки в землянке, тускло падают на листок блики от пламени. С той стороны доносится музыка, крутят вальсы, джаз, а в перерывах — нелепая немецкая агитация, которая кроме смеха и презрения ничего не вызывает. А вот за музыку им благодарность. Под неё оказаться бы у нас, создаётся впечатление, что ты в городском саду, а на окраине — духовой оркестр и танцы...»

Мама отправляла вместе с письмами мои рисунки, и он тоже рисовал картинки и отсылал нам. 17 сентября 1943-го он пишет: «Нашёл минутку и намалевал Рите маленький подарочек. Её рисунки с интересом рассматривают многие. Тут же вспоминают о своих малышах, завязываются беседы о доме. Встряхиваются люди от фронтовой обстановки». Удивительно: кругом пули свистят, а папа в каждом письме спрашивал о нас, детях, как мы растём, получает ли мама пособие на нас. Из письма 21 апреля 1943 года: «Маленький совет: малышам что-то давай каждый день, способствующее развитию кругозора». Меня он считал уже взрослой (а было мне всего пять), а двухлетнего Ваню — большим.
Часто он описывает карель-скую природу: «Болота и сопки, а на сопках камни и вода. На деревьях никаких признаков весны, но птички веселятся, и солнышко пригревает». Замечал всё, даже то, как квакают лягушки. Он писал, что на отдыхе читает — закончил томик Глеба Успенского, старается до-стать Гейне. Книги на фронте были дефицитом.

В письме от 2 апреля 1943 года пишет: «Вот уже 10 дней нахожусь в нескольких шагах от смерти — на передовой. Время горячее, некогда не только писать, но и умереть. Впереди разрушенный городок в руках врага, а мы у его стен. Артиллерия и снайперы изрядно дают знать». 21 апреля тревожно сообщает: «С наступлением рассвета с уходом задержался, и обстреляли с трёх сторон из пулемётов. Людей вывел удачно, а самому на четвереньках пришлось ползти. Снайперы заставили ползти по тропинке командира взвода. В этот момент меня догнал артиллерист с гармошкой в руках, идёт во весь рост... Ни одного выстрела по нему, а мне, командиру, подняться не дают».

Каждое из папиных писем начиналось с фразы «Здравствуй, моя дорогая!», а заканчивалось «Крепко целую». В одном из по-следних писем он признаётся, что мысль встретиться с любимой и детишками навязчиво сидит в мозгу, а больше всего тяготит неизвестность: что будет, когда будет?..

Лейтенант, командир взвода 168-го отдельного моторизованного инженерного батальона Иван Михайлович Беляев погиб 12 октября 1944 года во время кровопролитных боёв в Карелии. Было ему всего 30 лет...

Мама в 27 лет осталась вдовой с тремя ребятами и замуж так и не вышла. Прожила она 87 лет, работала всю жизнь учителем в Койнасе. А я приехала в Северодвинск 37 лет назад вместе с мужем, Василием Михайловичем. У меня две дочери, пять внуков, двое правнуков. Показываю и им письма отца — нашу семейную реликвию. Сохранился у нас и лист о награждении папы орденом Красной Звезды с описанием его подвига. Знаем мы и точное место захоронения отца и деда.
Мы можем гордиться, что в нашей семье был герой и что осталась у нас о нём память.

Маргарита Ивановна Мокрецова, жительница Северодвинска
с 1975 года

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «С папой знакомлюсь по письмам»
Дата публикации: 20 июня 2012

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Возраст мудрости

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia