- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Уроженец продвинутого городка

Автор Наталья Трофимова дата: 23 июня 2012 @ 15:50 в Новое на сайте | Нет комментариев

Сергей Кожин — из многочисленного племени бывших северодвинцев, добившихся успеха далеко от дома. Выпускник факультета драматического искусства (кафедра режиссуры, кино и ТВ) Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, сейчас Сергей работает в самом сердце тележизни страны.

Сначала был в штате Первого канала, а теперь трудится на канале «Культура». Снимался в сериалах («Папины дочки», «Интерны», «Команда Ч» и др.) и рекламных роликах. Написал сценарии к нескольким рекламным роликам. Зрители могут помнить серию рекламных сюжетов водки «Государев заказ», где грозный император не даёт своим подданным халтурить и подражать Западу, а поучает сохранять своё, российское.

«Над любой ситуацией можно посмеяться!» — считает Сергей. Ироничный, нестандартный взгляд на вещи отличают Кожина и то, что он делает. В 2010 году на конкурсе «Россия во времени и пространстве» его ролик «Путешествуйте по России» занял 3-е место. Как он сам признаётся, за стёб. А недавно он получил приглашение на международный кинофестиваль в США, где будет представлять свой фильм «Лестница в небо». Это и стало поводом для нашей беседы во время визита Сергея Кожина в Северодвинск.

— Сергей, вы стояли у истоков северодвинского телевидения...

— Да, начинали мы здесь в 90-годах, и то, что делали тогда, было передовым. В творческой команде изощрялись Алексей Рэдфорд, Макс Михайлов (сейчас он тоже сотрудник Первого канала), мой брат Александр Кожин, Евгений Баранов, Владимир Горкуша, Татьяна Шадёркина. Подавали новости в стиле парфёновского цикла «Намедни» — такое лёгкое отношение к сложным событиям. Чтобы люди могли посмеяться над тем, что происходит: над тем, что зарплату выдают хлебом, что отключают газ и дома приходится ходить в тулупе. С юмором всё воспринимается легче! В 1993-м на северодвинское ТВ пришли Нина Костылева, Майя Лаукартэ, Сергей Непогодьев. В 2003-м ушёл я, характер у меня нелёгкий, не всегда умею подстраиваться. А может, дорога была проторена в Москву.

— Где у вас сложилось всё удачно...

— Мне в первую очередь повезло с женой. Даша — коренная москвичка, занимается семейным бизнесом, у неё собственное сельхозпредприятие. Живу за городом. В свободное время наслаждаюсь воспитанием сыновей: Тимофею скоро восемь, Демьяну — полтора года.

— Про вашего младшего вслед за центральными СМИ мы тоже писали: он уже прославился, снимаясь в сериале «Институт благородных девиц».

— Дёма начал сниматься, когда ему было всего полтора месяца, и даже заработал всей семье на поездку в Черногорию. После этой роли были ещё предложения, но мы решили подождать. Пусть у ребёнка будет детство. Хотя в актёрской базе данных он есть, впрочем как и я. Актёрскую работу рассматриваю как своего рода «халтурку», возможность подработать. Например, актёр второго плана (а я снимаюсь в эпизодах) получает 15 тыс. рублей в день. Гонорары зависят от звёздности. Известные актёры зарабатывают за съёмки в сериалах до 10 тыс. долларов за смену. Но у меня другое призвание.

— Телевидение?

— Телевидение уже ремесло — работа, которую хорошо освоил. Сегодня ТВ — не искусство, а индустрия, рассчитанная на массовое потребление. Здесь, как в любом бизнесе, важно получение прибыли. Чем выше рейтинг, тем дороже реклама. На планёрке на главном канале страны ты можешь услышать: «Доля (процент смотрящих программу) важнее всего! Добивайтесь этого любыми способами — хоть показом собак, разрывающих детей на глазах у зрителя». Странно, но именно показ жестоких сцен так привлекает людей. И этим не лучшим качеством человеческой души пользуется телевидение в погоне за рейтингом.

После Первого канала работа на канале «Культура» кажется умиротворённой. Делаю анонсы программ, например проекта «Большая опера», концертов симфонических оркестров. Хотя Первый канал дал опыт работы со звёздами: я снимал ролики с Жанной Фриске, Марией Шукшиной, Максимом Галкиным, Иваном Ургантом.

— Но в вашем фильме звёзды не задействованы?

— Да, и они там не нужны. Над короткометражным фильмом «Лестница в небо» («Stairway to heaven») я работал два года. Это фильм-метафора о человеке, который жил в мегаполисе, а к достижению среднего возраста понял, что смысл жизни — не в постоянной гонке за деньгами и успехом, а в поиске внутренней основы. Такая основа у героя есть — это родина его предков. Герой идёт на поиски северной деревни, откуда когда-то уехали его родители. Он общается с местными жителями, напитывается энергией чистого воздуха, леса, земли. Где останется герой? Пусть каждый додумывает сам. Очистительный колокольный звон в финале даёт ощущение, что мировоззрение его изменилось, ему стало легче. Он видит лестницу в небо — это метафора пути к мечте, которую должен построить каждый.

В фильме нет слов, действия героя сопровождает музыка архангельских групп «Moon far away», «Шесть мёртвых болгар» — микс фольклора и индустриального рока. Снимали мы его в великолепном Кенозерском национальном парке. Только там задумываешься: почему большинство фильмов и сериалов снимается у нас в московских павильонах и главным считается закрученный сюжет? Почему так мало реальных людей, вписанных в пейзаж?

Удивительно, что мы, имея такой огромный пласт культуры, не сосредоточены на своих корнях. Люди забывают, откуда пошли, не знают обрядов, песен, не шьют народных костюмов. Опыт, накопленный поколениями до нас, ушёл в никуда. Скрылась история. Мне кажется, будущее — за регионализацией. Ведь Россия большая, люди все разные. На севере у жителей один характер, а, скажем, в Краснодарском крае совсем другой. Надо знать и сохранять именно культуру своей малой родины.

— Какие впечатления оставила малая родина?

— Люблю Северодвинск, здесь у меня родители, брат. Рад, что Александр реализует себя на новом канале Северодвинска — СТВ. Вместе с тем замечаю, что город как бы опрощается. Раньше это был продвинутый городок с претензией на интеллектуальность. А сейчас заметна утечка мозгов, многие активные и талантливые люди уезжают. Жаль, но в нашей стране мода сосредотачиваться в крупных мегаполисах. Что потом может произойти — я рассказал в своем фильме.

Фильм «Лестница в небо» можно посмотреть на сайте youtube.ru (пользователь otmorozzko).


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/06/23/urozhenec-prodvinutogo-gorodka.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.