Быть ли празднику автомобилистов


История общественного транспорта начиналась за здравие...


У архангельского автобуса — круглая дата. В июле 1907 года именно в Архангельске впервые в России было организовано регулярное автобусное движение. В Санкт-Петербурге автобусы на улицах появились только к концу 1907 года, а в первопрестольной — через год.

Небезынтересный для нас факт, поскольку между Северодвинском и об-ластным центром, который становится всё ближе, курсируют и архангельские автобусы. Областной центр для нас с каждым годом становится всё ближе по ощущениям. Идеи властей о создании мегаполиса рождаются не на пустом месте.

Но вернёмся к общественному транспорту, который ещё при царском режиме демонстрировал профессиональный менеджмент, направленный на заботу о людях. Стоимость поездки была в семь-восемь раз дешевле, чем на частном извозчике. По праздникам автобусы заканчивали курсировать позднее обычного, правда, за дополнительную плату.

Почему первый автобус появился именно в нашей губернии? В то время Архангельск, вытянутый вдоль Северной Двины на десятки вёрст, был одним из крупнейших портов России. Дальние поездки на извозчиках были слишком накладны.

19 июля 1907 года газета «Архангельск» писала: «Пробежавший по Троицкому проспекту автомобиль был особенно шумно встречен жителями Кузнечихи. С появлением на улицах города автобусов не только мальчишки, но и почётные отцы семейств буквально преследовали автомобиль, горя восторженным желанием скорее «прокатиться»... В первый же день автобус проломил деревянные мостки у аптеки Борольницкого, во дворе которой была устроена для него стоянка. После чего стоянки были предусмотрены только на булыжных площадках».

14 октября 1907 года во время пожара в гараже (может, конкуренты-извозчики подожгли?) автобусы сгорели. Однако уже через неделю прибыли новые машины и маршруты возобновились.

В историческом разрезе есть что рассказать и о северодвин-ском автобусе, который через год отмечает 50-летие со дня основания пассажирского автопредприятия. До 1963 года пассажирский автопарк входил в состав автоколонны-1700. Когда речь заходит об истории, то естественное желание — посетить музей. Сомневаюсь, что есть таковые в Архангельске, поскольку муниципальные предприятия были реорганизованы, основные перевозки переданы в частные руки. Но, как утверждают архангелогородцы, в центральной части города проблем с транспортом нет. И стоит проезд по-прежнему 14 рублей. Последнее архангельских перевозчиков особенно возмущает. Они говорят о своём тяжёлом положении, несправедливом подходе со стороны областных властей.

Если верить подсчётам, то в Северодвинске за 17 рублей пассажир проезжает в среднем 3,4 километра, а в Архангельске — 6 километров. Как утверждает председатель Архангельской региональной ассоциации автоперевозчиков Виктор Доронин, в Вологодской области дотации из бюджета 57 перевозчикам составляют около 600 млн. рублей в год.

На поддержку из бюджета всё время рассчитывает (и получает её) Северодвинское автопредприятие — единственное в регионе, которое хотя и стало ОАО, но имеет 100-процентный муниципальный капитал. Собственник и пытается разрулить непростую финансово-экономическую ситуацию.

Не будем пересказывать недавние события, о чём уже писали. А заглянем лучше в музей предприятия. Председатель профкома Павел Воробей открывает двери красного уголка, вдоль стен которого разместились витрины.

Вот под стеклом сумка первого кондуктора. Кстати, ещё на ходу «ЛиАЗ» эпохи сознательных граждан — с кассой и компостером. Забылось уже то время, когда проезд оплачивался добровольно.
По ходу дела Павел Федотович (а он теперь и член совета директоров) рассказывает, что не мог уйти в отпуск, пока на предприятии не погасили долги по майской зарплате. А то люди уже начали приостанавливать работу.

Увидев председателя профкома, в зал заглянула кондуктор с тем же самым вопросом, но уже про июньскую зарплату. Кредиты, говорит, у людей набраны, а как расплачиваться? Конечно, повышение зарплаты при прежнем руководителе, что давно уже назрело, коллектив воодушевило. Но чудес не бывает.

Каким будет завтрашний день предприятия — над этим сейчас ломает голову совет директоров, рассматривая несколько вариантов реорганизации. Не исключается сокращение ПАТП в три раза, чтобы оставить основные город-ские маршруты. Не решён вопрос и кадровый. Кому быть гендиректором? Руководители частных автотранспортных предприятий от такого предложения дружно отказались.

Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Быть ли празднику автомобилистов
Дата публикации: 25 июля 2012

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: Первая полоса

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia