- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Заостровское притяжение

Автор Галина Чарупа дата: 11 августа 2012 @ 16:26 в Новое на сайте | Нет комментариев

Глаза её светились

В Заостровье к отцу Иоанну Привалову я собиралась долго — несколько лет. Впервые услышала о нём в связи с приездом в Архангельск Анны Каменковой и удивилась, что знаменитая актриса прибыла в наши края по приглашению сельской православной общины. За несколько лет Заостровье (а вместе с тем Архангельск и иногда Северодвинск) посетило целое созвездие выдающихся личностей, среди которых артисты Сергей Юрский, Елена Камбурова, поэтесса Ольга Седакова, исследователи и философы Никита Струве, Жорж Нива.

Долетали до меня и другие новости из Заостровья. А весной этого года судьба свела с паломниками из Москвы. И было это в поезде, когда они возвращались домой из Заостровья. И было этих паломников, взрослых, детей и молодёжи, почти два вагона — около 80 человек! Моя соседка по вагону, актриса по профессии, рассказывала о днях, проведённых в Заостровье, и глаза её светились.

А в июле в Москве на рок-концерте меня познакомили с девушкой, которая, узнав, что я из Северодвинска, сказала, что она тоже была в Заостровье, с радостью вспоминала о поездке, общении со священником и прихожанами.

Вернувшись домой, я позвонила настоятелю Заостровского храма отцу Иоанну и договорилась о встрече.

Никогда не закрывался

Предварительно почитала о Заостровье и обратила внимание на две детали. Во-первых, оба храма Заостровья по-своему уникальны: каменный — один из немногих российских храмов, никогда не закрывавшихся даже в советское время; а деревянный (который сейчас не функционирует) отличается архитектурным своеобразием. Во-вторых, храмы в Интернете почему-то называют по-разному: каменный — Сретенский и Михаила Архангела, деревянный — Покровский и Сретенский.
По поводу названий отец Иоанн объяснил:

— Каменный храм построили в начале XIX века, и он всегда назывался Сретенским. Когда-то Сретенским был деревянный (а ещё раньше здесь стояло несколько деревянных церквей), но уже в середине XIX века построили каменный храм и Сретенский престол перенесли туда. А деревянный был отремонтирован и в 1915 году освящён как Покровский. Каменный храм в некоторых светских источниках действительно именуется Михайло-Архангельским, но в церковных документах этому нет ни одного подтверждения. Мне кажется, авторы могли перепутать наше село с Заостровьем Вино-градовского района, где как раз был храм Михаила Архангела.

Почему церковь в том Заостровье, что под Архангельском, не была закрыта в те годы, когда храмы по всей стране прекращали действовать десятками тысяч?

Вот что рассказала прихожанка Заостровского храма Евгения:

— В 1918 году вышел декрет об отделении государства от церкви и школы от государства. Возник важный вопрос — имущественный: чьими будут церковные здания. В начале 20-х годов деревянная церковь была национализирована, её продали колхозу за сколько-то стогов сена, и в течение многих лет в ней было зернохранилище. А вот каменный храм не закрыли, потому что население регулярно собирало подписи в его защиту. У нас даже сохранилась фотография Маремьяны Москалёвой, старосты прихода, которая ходила по деревням и собирала подписи. В 1931 году, например, заостровцы собрали 400 подписей в защиту храма. Староста собирала не только подписи, но и налоги — надо было платить государству за аренду храма.

Это не супермаркет

Отцу Иоанну 41 год, из которых 19 лет он служит в Заостровье. По его словам, он пришёл в церковь из атеизма, пережив очень болезненный процесс перерождения. И потому категорически против бездумного выполнения церковных обрядов и ритуалов:

— В 1991 году, когда я пришёл работать в епархию, в ходу были массовые крещения, которые — это моя позиция — никакой пользы не приносят. Так нельзя, это фикция. С самого начала служения на этом приходе я решил, что буду крестить и венчать людей только после серьёзной сознательной подготовки. И это тогда сильно не понравилось многим, в том числе моим коллегам, ведь с «поточными» крещениями и венчаниями шли безумные деньги. Вот стоит ящик для пожертвований — пусть человек пожертвует столько, сколько считает нужным. Для меня христианство и церковь — не супермаркет. Это сама жизнь.
Нашу беседу с заостровским батюшкой, к сожалению, невозможно полностью изложить на газетной странице: только вроде бы присели на скамеечку под сенью храма, заговорили — и не заметили, как прошло три часа.

Темы затрагивали самые разные. В том числе скандальный панк-молебен группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя и требование лишить свободы его участниц на семь лет.

— Трудно это комментировать, потому что до нас, скорее всего, доходит не вся или не совсем верная информация, — сказал отец Иоанн. — Весной, когда этот скандал только разразился, мне казалось, что во время Великого поста надо было принципиально отказаться от обсуждения и не устраивать пиар этой группе. Пост — время для покаяния и молитвы, а не для обсуждения скандалов. А сейчас скажу так: похоже, девушки стали разменной монетой в совершенно других столкновениях.

Безусловно, участницы Pussy Riot поступили ужасно. Но ужасно и то, что делают с ними. И то и другое говорит о болезни нашего общества.

Масоны и советы

Я попросила прокомментировать ряд моих наблюдений.
— Таллин, Никольский собор. При входе в храм берём платочки, покрываем голову. Шведские туристки входят, не заморачиваясь нашими традициями, отстранённо глазеют по сторонам.

— Если они не мешали службе, молитве, это вполне возможно. Величие и красота собора от этого никуда не делись.

— Кострома, Ипатьевский монастырь. На одном из фронтонов вижу масонский символ — лучезарную дельту (глаз в треугольнике, от которого расходятся лучи). Неужели православная церковь связана с масонством?

— Одни и те же знаки в разных традициях могут наделяться разными смыслами. Человек, который хочет что-то где-то найти (в данном случае масонские знаки), обязательно это найдёт. Знак, который вы увидели, — «всевидящее око», то есть символ ока Божьего.

— Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра. На выходе из собора стоит женщина и всех спрашивает: «Крест на шее есть? Нет? Тогда зачем в храм пришли?»

— Однажды в 50-х годах крупный христианский журналист с Запада приехал в СССР. Главным его впечатлением было то, что у нас действительно «страна советов»: каждый считает себя вправе подойти, одёрнуть, сделать замечание. Дама, о которой вы говорите, — обычный «гомо советикус». Она ходит в Лавру, но ведёт себя абсолютно в советском стиле.

Добрый человек, который подвёз меня от трассы Северодвинск — Архангельск до Заостровья (а то пришлось бы идти 4 км), узнав, что я направляюсь в храм, рассказал историю знакомой семьи, о которой я тоже не могла не спросить у отца Иоанна:

— Стала жена часто ходить в церковь, а муж «один на дому убивается». Он запретил жене ходить в церковь, и теперь в семье снова всё хорошо.
— Я думаю, что хорошо ненадолго, — возразил отец Иоанн. — Человеческое сердце создано для Бога. Мы и семью находим именно через Бога. Второй момент. Муж хочет контролировать всю жизнь жены, то есть сам выступать для неё немножко за Бога. Я знаю, что такое ревность к Богу. Это надо пережить, и только крепче станут отношения между близкими людьми. Если это не пережито, конфликт в семье так или иначе всё равно проявится.

В 2008 году в Заостровье появился второй священник — отец Павел. Ради церкви он оставил успешную карьеру в одном из силовых ведомств и достойно служил в Сретенском храме до этого года, но его внезапно перевели в другой храм.

К сожалению, уже несколько лет не слышно о приездах в Заостровье видных деятелей культуры, и отец Иоанн объяснил так:

— Всё, что имеет начало, имеет и конец. В 2006 году наступил некий кризис. Один из вариантов был такой: стать церковно-производственной фирмой, которая будет приглашать звёзд. Я понял, что это не наш путь. Все гости, которые приезжали к нам, во-первых, отказывались от гонорара — мы только оплачивали им дорогу (жили они у нас, с нами); во-вторых, говорили, что для них эта поездка была так же важна, как и для нас — это соприкосновение с почвой, с людьми, наблюдение за настоящей жизнью.

У каждого свои причины

Почему в Заостровье приезжают люди из Москвы, других городов и даже из Кембриджа (за день до меня была гостья — русская женщина-физик, которая там работает)? Отец Иоанн уточнил, что люди, которых интересует, что такое православная церковь сегодня, как быть человеком православным и при этом современным, ездят не только в Заостровье, но и по всей России и за рубеж, а затем попросил ответить на мой вопрос прихожан Сретенского храма.

— Мы говорили об этом с москвичами, когда они приезжали в Заостровье, — сказала Евгения. — Среди них люди очень разные, и каждый назвал свою причину, но никто не уехал отсюда разочарованным. Люди едут, чтобы вырваться из обыденности, оказаться в особом пространстве, под покровом Божьим, внутренне оздоровиться, обрести душевное равновесие. Здесь по-другому течёт время — неделя воспринимается как целый месяц.
Северодвинец Родион (он на снимке вместе с отцом Иоанном), который ездит в Заостровье с 1996 года, считает:
— Здесь происходит что-то очень важное для каждого человека — так говорят все, даже те, кто давно воцерковился и ходит в церковь не один десяток лет. В молитвах, беседах, общении люди приходят к ответам, которые ранее им не удавалось найти. К сожалению, в последнее время приходится уделять всё больше внимания вопросам безопасности. Ситуация в церкви и обществе сильно напряглась, участились случаи нападения и ограбления храмов. Наши прихожане взволновались и решили всерьёз подумать о защите храма. А наши гости уже могут поделиться опытом борьбы добра со злом в церкви и обществе.

Тут в ограду деловой походкой вошёл почти голый мужчина — в шортах. На вопрос, что он хочет, ответил: «Ничего», развернулся у самого крыльца церкви и ушёл.

Глядя на него, отец Иоанн сказал:
— Мы рады всем и открыты для всех, но просим наших гостей уважать православные традиции.

В Заостровский храм можно приехать в любой день. Службы проходят по расписанию. А если вы хотите дополнительно договориться о встречах и экскурсиях, звоните по т. 8(8182)25-42-48.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/08/11/zaostrovskoe-prityazhenie.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.