- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Улица Седова

Автор Галина Чарупа дата: 25 августа 2012 @ 14:32 в город | Нет комментариев

Полжизни я живу на улице Седова, и для меня как-то естественно знать, что Георгий Яковлевич Седов — организатор первой русской экспедиции к Северному полюсу. С детства помню, что её судьба оказалась трагичной: цель не достигнута, руководитель погиб.

Задумав материал к 100-летию со дня старта экспедиции, я провела небольшой опрос на тему: что вы знаете о человеке, в честь которого названа улица Седова в Северодвинске?
Из 40 опрошенных почти половина (16 человек) затруднились с ответом — предположили, что это видный строитель, герой войны, писатель, космонавт, революционер, или честно сказали, что фамилия Седов им ни о чём не говорит.
Однако большинство (24 человека) знают, что Седов — исследователь Арктики, мореплаватель. Из них половина в курсе, что он занимался исследованиями в начале ХХ века (другие называли 30-е и 40-е годы) и лишь один человек упомянул Северный полюс.
Лучше ориентируются в теме те, кто постарше. Неудивительно: в советское время культивировалась слава Седова как выдающегося выходца из простонародья. Позже появились публикации, где подчёркивается, что Седов повёл в тяжелейшее плавание плохо и наспех подготовленную экспедицию. Результаты её ставились под сомнение: «Какой полюс? Можно ли поминать всуе эту и поселе труднодостижимую точку, на пути к которой Седов прошёл всего сто с чем-то километров? Сто из двух тысяч...» (З. Канев-ский, журнал «Природа», 1988). Но, думаю, более весомо мнение великого норвежского путешественника Ф. Нансена: «Если бы даже Седову не удалось достичь Земли Франца-Иосифа, то собранный им научный материал достаточен, чтобы считать результаты экспедиции очень и очень полезными».

На днях в редакцию пришло письмо из Москвы от Геннадия Чумаченко — журналиста, кинодокументалиста, участника арктических экспедиций и, как Седов, действительного члена Русского географического общества. Тема письма — перекличка между севером и югом. Ведь знаменитый полярник родился в тёплых краях — на Азовском море, на хуторе Кривая Коса (сейчас это посёлок Седово Новоазов-ского района Донецкой области, Украина). Он, я бы сказала, своего рода южный Ломоносов: в 17 лет покинул отчий дом (вернее, хату-мазанку) и для выходца из рыбацкой семьи сделал замечательную карьеру — получил образование, стал офицером, женился на девушке из хорошей семьи и вошёл в историю.

Г. Чумаченко пишет, что журналы, дневники, данные съёмок, карты и другие документы экспедиции Седова распылены по хранилищам и большая часть этого наследия ещё ждёт своего часа в архивах. И выражает надежду, что Международная научная конференция в Архангельске, посвящённая 100-летию начала арктических экспедиций Г.Л. Брусилова, В.А. Русанова и Г.Я. Седова (мероприятие пройдёт на базе САФУ 12—13 сентября), и юбилейные «Седовские чтения» на родине Георгия Яковлевича пополнят наши знания о подробностях и значении его последнего похода.
Именем Седова названы улицы в 20 городах. В Архангельске в Соломбале есть набережная Георгия Седова, где планируется в этом году установить ему памятник — в том месте, откуда 100 лет назад ушёл в поход к полюсу этот незаурядный, целеустремлённый человек.

Юбилей экспедиции стал для меня поводом пройти до конца улицы Седова и сделать маленькое личное географическое открытие: она гораздо длиннее, чем я думала, и на том конце улицы, где я раньше не бывала, находится настоящая деревня с одноэтажными домиками и палисадниками.

***

Георгий Яковлевич Седов (1877—1914) — российский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант военно-морского флота, действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества.
27 августа 1912 года из Архангельска на борту парусно-паровой шхуны «Святой мученик Фока» отправилась к полюсу экспедиция под его руководством. Провожать судно в плавание собралась толпа жителей Архангельска, присутствовал губернатор, были речи, музыка, молебен... А уже через несколько дней начались злоключения: в горле Белого моря «Фока» попал в сильнейший шторм, в трюме открылась течь. Потом были ещё штормы, вынужденная зимовка на Новой Земле (во время которой Седов, чтобы не терять зря времени, развернул исследовательские работы), напрасное ожидание помощи — парохода с углём и продуктами, ещё одна зимовка — уже на Земле Франца-Иосифа, цинга, проблемы из-за недостатка топлива, некачественного снаряжения и продовольствия... 15 февраля 1914 года уже больной Седов с двумя матросами на санях отправился к полюсу, а 5 марта скончался вблизи острова Рудольфа, где его и похоронили спутники. Многострадальная экспедиция вернулась в Архангельск в августе 1914-го.

Фото В. Бербенца

На улице Седова в Северодвинске находятся не только гостиница «Волна» и 19-й цех Севмаша, обеспечивающий водоснабжение города, но и колоритный «деревенский» микрорайон.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/08/25/ulica-sedova.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.