- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Город начинался с театра

Автор Владимир Тикус дата: 11 сентября 2012 @ 16:34 в Новое на сайте | Нет комментариев

Первый творческий сезон театр открыл 11 сентября 1937 года. В деревянном, пропахшем смолой зале первостроители смотрели спектакль «Лжец» по пьесе К. Гольдони. А первым директором театра был Владимир Соловьев.

Увы, от прежнего здания театра на улице Советской ныне осталась одна стена, на том месте сейчас располагается мини-рынок. В феврале 1984 года актёры отпраздновали новоселье, переехав в построенное по индивидуальному проекту каменное здание у озера на улице Ломоносова, где выходят на сцену по сей день.

За 75 лет в театре сменилось не одно поколение актёров, режиссёров, директоров, технического персонала, но память о них жива в фотографиях, документах, статьях, вещах, бережно хранящихся в музее театра. А сколько спектаклей было поставлено за это время, уже и не сосчитать. В 40—60-е годы прошлого века пользовались большой популярностью такие спектакли, как «Последние», «Разлом», «Под золотым орлом», «Угрюм-река», «Анна Каренина», «Таня».

Во второй половине 60-х годов главным режиссёром театра был заслуженный артист РСФСР Юрий Коршун, оказавший значительное влияние на творческое развитие коллектива, он поставил около двух десятков спектаклей, среди которых «Василиса Мелентьева», «Поздняя любовь», «Старик», «Фауст». В 80— 90-е годы в театре ищут новые темы, формы воплощения. Результатом стали спектакли: «Любовь, джаз и черт», «Мещане», «Вся Надежда», «Он играл Гамлета», «Между небом и землёй жаворонок вьется», «Руководство для желающих жениться», «Женитьба Бальзаминова», «Кин IV».

Из выдающихся режиссёров разных лет можно назвать Бориса Потика, Михаила Лабунского, Владимира Иогельсона, Алексея Леонтьева, Георгия Юровского, Абрама Хановича, Олега Соловьёва, Николая Черкасова, Владимира Тихонравова.

Последнее десятилетие для театра выдалось одним из самых сложных, но и самых интересных. В 1999 году ушёл главный режиссёр Вячеслав Иванов, в 2002-м — директор Виктор Дорош, ряд интересных актёров, таких как Сергей Полетаев, Наталья Мелещенко. Месяцами задерживалась зарплата, в труппе осталось всего лишь четверо мужчин. Два года, по сути, театр был вообще без руководства. В 2004-м наконец были назначены директор и главный режиссёр. Директором стала много лет отдавшая культуре Алевтина Голубева, режиссёром — молодой и амбициозный Денис Кожевников, реализовавший масштабную постановку шекспировского «Отелло». Алевтина Геннадьевна по прежнему в боевом строю, болеет за театр и актёров, как за родных детей. В 2007—2009 годах главрежем был Олег Куртанидзе, среди спектаклей которого я бы выделил «Белый ангел с чёрными крыльями» и «Женитьба». Вот уже три года эта вакансия свободна, что несколько огорчает.

Сегодня репертуар театра охватывает все возрасты — сказки для детей, спектакли на молодёжную тему, для публики среднего возраста и ветеранов. Последние два сезона прошли под флагом политической сатиры, что лишний раз подтверждает: театр идёт в ногу с жизнью. Пять-шесть новых спектаклей в сезон получают зрители. Труппа полностью укомплектована, работают как ветераны творческого фронта, так и талантливая креативная молодёжь. В театре шесть актёров имеют звание «Заслуженный артист России» — Валентина Иргизнова, Людмила Поваляшко, Сергей Черноглазов, Сергей Варнашов, Галина Лишица, Александра Тананакина. Три года уже работает Малая сцена.
Фамилии выдающихся режиссеров последнего десятилетия у северодвинцев на слуху. Это Валентин Ярюхин, Сергей Сушенцев, Пётр Гилёв. Это их спектакли — «Прошлым летом в Чулимске», «Прекрасное воскресенье для пикника», «Очень простая история», «Камера-обскура», «Жизнь человеков», «Шут Иван Балакирев», «Скупой», «Инспектор Гулл, или Он пришёл». Мелькнул на театральном небосклоне Северодвинска Валерий Маркин, предложивший своё прочтение «Дядюшкиного сна» Достоевского. Оживил молодёжную тематику в нашем театре Игорь Жетинёв, поставивший замечательный спектакль «Эти свободные бабочки». Другую постановку Жетинёва — мрачный технологический триллер «Я всё могу» — вообще можно назвать выдающейся, она вывела театр на новый уровень.

Сегодня театр активно сотрудничает с режиссёром из Санкт-Петербурга Михаилом Апарцевым, поставившим ряд весьма удачных спектаклей — «Энергичные люди», «Заповедная зона», «Миллионерша», «Самоубийца». После долгого перерыва вернулся и Сергей Сушенцев, работающий сейчас над спектаклем «Калека с острова Инишмаан».

Юбилейную дату театр отпразднует чуть позже: 76-й творческий сезон откроется 7 октября. Символично, что премьерным спектаклем в этот день будет всё тот же «Лжец» в постановке Апарцева.

Фото В. Бербенца

Ведущий консультант отдела реализации региональной культурной политики министерства культуры Архангельской области Руслан БОДНАРУК:

— 75 лет — солидный возраст для театра. Нам очень приятно, что и сегодня он ведет активную творческую жизнь. Несмотря на статус муниципального, Северодвинский театр драмы не замыкается в себе. Труппа находит возможности ездить с гастролями по России, принимает участие в театральных фестивалях «Ваш выход» и «Родниковое слово», проходящих при поддержке министерства культуры Архангельской области, постоянно обновляет репертуар. Сегодня на сцене Северодвинского драмтеатра можно увидеть как классические постановки, так и спектакли по пьесам современных авторов.

Ведется здесь и активная работа со зрителями: любители и ценители Мельпомены собираются под сводами театра, чтобы обсудить постановки. Такое приобщение горожан к искусству можно только приветствовать. К тому же особое внимание здесь уделяют юным зрителям: помимо хорошего детского репертуара, здесь регулярно проводятся различные мероприятия для начинающих театралов.
Остается только пожелать Северодвинскому драматическому театру дальнейших творческих успехов, новых постановок и постоянных аншлагов.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/09/11/gorod-nachinalsya-s-teatra.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.