Шалости «Лжеца»


Своё 75-летие и одновременно открытие


76-го творческого сезона Северодвинский драматический театр отпраздновал премьерой — спектаклем «Лжец, Арлекин и другие», поставленным режиссёром Михаилом Апарцевым по мотивам комедии Карло Гольдони «Лжец».

Примечательно, что именно «Лжецом» театр в 1937 году открыл свой первый сезон. В том, что эта постановка режиссёра Новицкого была классической костюмной комедией, сомневаться не приходится. Поэтому многие зрители, как стало ясно в день премьеры, ожидали, что и новая постановка будет в таком же плане, духе, разрезе. Ан нет — Федот оказался не тот. И это почему-то вызвало недоумение у зрительской аудитории. Прислушался в антракте к разговорам — «ничего не понятно, скучно, вычурно». Кое-кто покинул зал после первого действия.

В чём же проблема? Собственно, проблемы, кроме стандартизации зрительского восприятия, нет никакой. С лёгкой руки режиссёра от Гольдони в спектакле мало что осталось, даже название подкорректировали. И это здорово, поскольку покрытые пылью веков литературные произведения (да ещё не самые сильные в художественном плане) можно и нужно модернизировать. Что и сделал Апарцев, написавший ин-сценировку, которая, надо сказать, включает в себя элементы двух его других спектаклей, поставленных в нашем театре ещё в 70-е годы по тому же Гольдони. Это «Трактирщица» и «Слуга двух господ». Такие вот авторские реминисценции. В общем, спектакль «Лжец, Арлекин и другие» стал как бы логическим завершением темы. И тут уж талант и фантазия Апарцева разыгрались не на шутку. «Пошалил» режиссёр изрядно, но в результате получился отнюдь не какой-нибудь шурум-бурум, а стройная и логически выверенная концепция спектакля.

Замечательно то, что спектакль метко стреляет сразу по нескольким целям. Грешно было бы не отразить в сюжете торжественность момента — юбилей Северодвинского драматического. Этому в первую очередь посвящён видеоролик в начале спектакля, в котором главный герой Лелио (Владимир Кулаков), спасаясь от полицейских, ну прямо как заправский альпинист-скалолаз скачет по стене старого здания театра на улице Советской. Фоторепродукция этой стены также висит на заднике в течение всего спектакля. Поддают жару реплики о спонсорах местного театра, о СМИ, которые о его юбилее «только и болтают».

Продолжая тему, звучат посвящённые театру цитаты известных писателей, драматургов, режиссеров. Пушкин, Чехов, Станиславский... А потом как бы невзначай всплывает грустное — неустойчивое положение провинциального театра, нищенские зарплаты актёров, коммерциализация искус-тва, да и вообще отношение государства к культуре по остаточному принципу. Не случайно среди героев спектакля есть две пожилые за-служенные артистки в бедственном положении, которых содержат из милости. Их роли исполнили реальные заслуженные артистки России Людмила Поваляшко и Валентина Иргизнова. Не прошла мимо ушей и реплика о Доме ветеранов сцены.

В широком смысле спектакль мне представляется одной большой метафорой нашей «весёлой» жизни. По ходу действия герои меняют костюмы (со старинных на современные), а то и вовсе остаются без оных, маски (дань Гольдони, реформатору комедии дель арте). Но человеческая сущность во все века остаётся неизменной, всё те же страсти владеют нами. Возьмём героя Сергея Черноглазова — олигарха и депутата Панталоне, который носит фамилию Берлускони. Это прямая аллюзия на известного политического деятеля, бывшего премьер-министра Италии и богатейшего человека в стране. А предприимчивая хозяйка отеля Мирандолина, с шармом сыгранная Галиной Лишицей, всё никак не может выбрать между деньгами и любовью. Но, пожалуй, самый колоритный персонаж — лжеца Лелио — получился у Владимира Кулакова, который насытил образ иронией, сарказмом, стёбом, но в то же время и трагическими нотками. Упоминания о таких вещах современного быта, как алкотестер, секьюрити, казино, инфляция, евро, китайская пиротехника, только подчёркивают размытость временных границ. Силён в спектакле и элемент политической сатиры — реплики о выборах без выбора, правах человека...

Музыкальное оформление спектакля тоже шаловливое. Лихой микс из классической музыки Моцарта, современных дискотечных композиций, ремейка популярного хита Бритни Спирс «Oops! I Did It Again» в юмористической интерпретации немецкого певца Макса Раабе, саундтрек из популярного советского фильма «Король-Олень» впечатляет. А уж чего стоит участие в спектакле эстрадно-духового оркестра штаба БВМБ — буквальное воплощение реплики о моряках дальнего плавания.

Фото А. Щекинова

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Шалости «Лжеца»
Дата публикации: 19 октября 2012

Автор(ы): Владимир Тикус   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia