Рассолом по депрессии


Прошёл слух, что некие инвесторы из Москвы собираются возобновить в селе Нёнокса производство соли. На моей памяти это третья весть о планах дать новую жизнь старинному нёнокскому промыслу — солеварению.


Прошёл слух, что некие инвесторы из Москвы собираются возобновить в селе Нёнокса производство соли. На моей памяти это третья весть о планах дать новую жизнь старинному нёнокскому промыслу — солеварению.

Начальник Нёнокского территориального отдела администрации Северодвинска Александр Мусников на мои вопросы дал такой ответ:

— Действительно, весной этого года представители ООО «Конс-Ал авто» (Москва) сообщили нам о намерении возродить в Нёноксе производство соли и проинформировали о подготовке к реализации проекта. Разрабатывается бизнес-план. Проведены переговоры с одним из НИИ по проектированию и изготовлению оборудования для вакуумной выпарки соли. Поданы заявки: в Федеральное агентство по недропользованию — на получение лицензии на разработку полезных ископаемых, в Северодвинский лесхоз — на аренду земельного участка под бурение разведочно-эксплуатационной скважины.

Участок, о котором идёт речь, находится не на территории Нёнокского Усолья, где вот уже несколько лет идут раскопки объектов старинного солеваренного промысла, а в другом месте, ближе к морю. Здесь ещё в 1947 году геологи пробурили скважину, из которой можно добывать крепчайший соляной раствор (рассол).

Инвестиции, создание и развитие производства Нёноксе сейчас нужны как воздух! Но воплотятся ли планы предпринимателей в реальность, когда это будет и сколько даст рабочих мест, пока сказать трудно. Также непонятно, как будут они завозить оборудование и вывозить готовый продукт, если до села нет автодороги (с «большой землёй» Нёнокса летом связана только поездом, который ходит два раза в день).

О какой стороне нёнокской жизни ни заговори, приходишь к старой теме — отсутствию дороги. Это огромный тормоз, препятствующий развитию производства и туризма, мешающий доставке в Нёноксу продуктов, медикаментов и многого другого.

Поэтому я не могла не спросить А. Мусникова о состоянии зимника, связывающего Нёноксу с шоссе Северодвинск — Онега. Летом на трассе зимника проведены большие дорожные работы. Какова же ситуация сегодня?

— Ждём холодов! — ответил Александр Егорович. — Если хотя бы с недельку простоит минус 5—6 градусов, можно начать постоянное автомобильное движение. Лишь бы погода не подвела...
Движение-то начнётся, но принять зимник в эксплуатацию можно не раньше чем через год — при условии, что следующим летом будет оборудовано примыкание к трассе, установлены дорожные знаки, сделана дополнительная подсыпка. Это станет возможным, если на дальнейшее обустройство зимника выделят средства из бюджетов города и области.

А пока даже «скорая» сюда выезжать отказывается.
Нёнокса хоть и считается частью МО «Город Северодвинск», но сталкивается с целым комплексом проблем, характерных для сельских поселений. Одна из них — организация медицинской помощи. Ещё в июне мы писали о том, что с начала года в Нёноксе не купить никаких медикаментов, даже зелёнки. Закрыли аптечный киоск при медпункте. Чтобы он работал, нужны сертифицированный специалист и помещение, соответствующее определённым нормам.

Нёнокский медпункт — подразделение горбольницы № 1, а учреждения здравоохранения теперь подчиняются не мэрии города, а минздраву Архангельской области. И всё-таки, когда в июле в Нёноксе проходил праздник в честь 615-летия села, зам. мэра Северодвинска по социальным вопросам Александр Усов посетил медпункт и обсудил его проблемы с фельдшером Галиной Феликсовой. Ориентировочный срок для возобновления продажи медикаментов тогда был озвучен — сентябрь. Но вот уже ноябрь, а нёнокшане по-прежнему должны за каждой таблеткой ездить в город.

Вот как прокомментировала ситуацию главный врач горбольницы № 1 Римма Карташова:
— Мы направили фельдшера на обучение, чтобы она имела право осуществлять торговлю лекарственными средствами; подготовили документы на лицензирование. Косметический ремонт помещения, где будут храниться лекарства, начнётся не раньше холодов: завезти стройматериалы мы сможем только по зимнику. Но когда наконец фельдшер сможет продавать медикаменты, которые предоставит ей на реализацию аптечное предприятие «Эскулап», то, к сожалению, останутся две большие проблемы: с доставкой лекарственных средств и с тем, что фельдшер и без того перегружена своей основной работой.

И правда, в Нёноксе сегодня работают «полтора медика»: фельдшер на ставку и медсестра на полставки. Причём обе — пенсионного возраста, и если они решат уйти на заслуженный отдых, заменить их будет попросту некем.

А вот если бы в Нёноксу была дорога, если бы возвращалась в село молодёжь, получившая в городе нужную профессию... Что ж, будем надеяться, что новый бизнес-проект даст новый импульс развитию старинного села.

На таком црене (огромной квадратной сковороде) в старину выпаривали соль из рассола — природного соляного раствора.
Фото автора

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Рассолом по депрессии
Дата публикации: 1 ноября 2012

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Первая полоса

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia