КШП: в своей тарелке


О «подарках», долгах, итогах проверки и планах предприятия


О КШП говорят сегодня много. Официальные пресс-релизы докладывают о том, каких успехов добился Северодвинск в реализации проекта «Школьное питание», в то время как СМИ обсуждают многомиллионные долги муниципального предприятия. Мы решили развеять все мифы и слухи, встретившись с директором МП «КШП» Александром Ширяевым.

«Богатое» наследство


— Александр Анфиногенович, один из главных упрёков в ваш адрес, которые звучат от некоторых депутатов горсовета и предпринимателей, — «подарки» предприятию в виде объектов недвижимости...

— Честно говоря, не совсем понимаю эти упрёки. За то время, пока я нахожусь у руля КШП, а это с октября 2009 года, предприятию были переданы только два объекта — складской комплекс на Заозёрном проезде и столовая мэрии. Так вот, после передачи складов в ведение КШП мы ежегодно перечисляем в городской бюджет 3 млн. рублей. До этого казна получала около 150 тысяч в год в виде арендной платы. Сравните суммы. Причём получили мы комплекс в удручающем состоянии, провели ремонт, организовали цеха и производство полуфабрикатов, потратив на восстановление свои средства. Если посчитать, увеличили эффективность использования муниципальных помещений в 20 раз. А что касается столовой мэрии — готовы вернуть объект обратно. Но найдутся ли коммерческие предприятия, желающие вести тут бизнес? Это помещение в административном здании, без отдельного входа, банкеты и свадьбы проводить здесь нельзя, а значит, и получать дополнительный доход...

— Почему вы не упомянули о солидном «багаже» помещений — столовых и кафе?

— Да, в ведении нашего предприятия несколько объектов. Столовая «Диета», кафе «Старый город» (бывшая «Ника»), на Яграх — кафе «Фреш» (бывшая столовая «Беломорочка») и «Пронто» (бывшая «Лесная сказка»). Все эти точки общепита были в составе КШП задолго до того, как наша команда пришла к руководству. При этом одно кафе — на ул. Логинова мы, наоборот, вернули в муниципальную собственность. С того момента во всех наших помещениях новый дизайн, закуплено оборудование, установлены электронные системы учёта и, конечно, расширен ассортимент. То, что «Диета», «Фреш», «Пронто» изменились до неузнаваемости, замечают многие посетители. На базе этих подразделений организовано новое направление — изготовление и доставка пиццы, выпечных изделий и модных новинок, таких как суши.

Сегодня предприятие развивается в двух направлениях — школьное питание и коммерческие проекты, которые успешны и дают дополнительную прибыль на «подпитку» основного вида деятельности. И вот сейчас, после всех преобразований, мы слышим предложения вернуть коммерческие объекты городу, чтобы они впоследствии были переданы частному бизнесу. Почему эта идея не появилась несколько лет назад, когда столовые и кафе были в разрухе, а озвучивается только сейчас, когда работа отлажена и в это вложены собственные средства?


Откуда долги?

— И всё же СМИ упоминают, что цифра долгов вашего предприятия — от 70 до 80 миллионов рублей...

— При этом подчеркивается, что якобы комбинат успешно работал до 2009 года. Именно в тот год предприятие перешло на общую систему налогообложения, что в разы увеличило налоговую нагрузку. А действий по увеличению доходности прежним руководством предпринято не было. В итоге предприятие с прибылью 30 000 рублей (за 2008 год) мгновенно превратилось в банкрота в 2009 году — тогда убыток составил около 8 млн. рублей. Где тут успешность? На складах стояло нераспакованное оборудование, закупленное на федеральные деньги. То есть нам досталось далеко не эффективное предприятие, с долгами и нерешенными проблемами. Масштабная модернизация производства началась в 2010 году. Как я уже сказал, за свой счёт проведен ремонт в наших столовых, приобретен транспорт, в том числе специальный, для перевозки полуфабрикатов, в школах внедрён электронный карточный проект, по которому питаются 70% учеников города, полностью отработан этап федеральной программы «Школьное питание», за счёт которой установлено новое технологическое оборудование. В итоге за три года выручка предприятия выросла в три раза, в том числе в секторе школьного питания. Сегодня одна кулинария на Яграх приносит выручки больше, чем всё ягринское подразделение в 2009 году (а в составе тогда были столовая, кафе, две закусочные). На предприятии выросла заработная плата. Сейчас у нас работают 450 человек, у которых сохранены все социальные гарантии, а в бюджеты всех уровней мы ежегодно перечисляем около 60 млн. рублей. Так много сделано или мало?

Безусловно, все нововведения потребовали вложения средств. Знаете, в других регионах аналогичные комбинаты сначала «выбивают» финансирование для программ школьного питания, которое несёт социальную нагрузку, и только потом пытаются реанимировать хозяйство. У нас на это времени не было. Вкладывали силы и средства сразу в несколько проектов. На этапе стремительного развития появились долги перед поставщиками. Озвучивается сумма долгов перед кредиторами — 75 миллионов рублей, но при этом нам должны порядка 10 млн. Я уверен, что постепенно ситуация выровняется, сейчас проекты вошли в стадию стабильности.

Что показала проверка


— Есть ли у вас план по стабилизации финансового положения?

— Прежде всего это акционирование предприятия. За эту инициативу нас и ругают, говорят, что комбинат ждёт судьба ПАТП, объявление банкротства, видят в этом лично мой интерес. Но мы предлагаем вариант акционирования, когда 100% акций ОАО остаётся у муниципалитета, а значит, сохраняется полный контроль за деятельностью комбината и его собственностью. Во-первых, акционирование принесёт облегчение налоговой нагрузки. Сейчас мы находимся на общей системе налогообложения, платим НДС со всей выручки (даже от коммерческих проектов) — а это около 16 млн. рублей в год. Во-вторых, как муниципальное предприятие мы не можем пользоваться льготами малого и среднего бизнеса — брать кредиты в банках и привлекать инвестиции, пользоваться упрощенными схемами налогообложения. Приведу такой пример: работникам 26 школьных столовых на время летних каникул (когда выручка резко падает) обеспечиваем занятость в наших коммерческих проектах. Медкомиссию работникам мы обязаны оплачивать сами (а это около 2 млн. рублей в год), оплата проезда к месту отдыха «уносит» более 1 млн. в год, закупка спецодежды — около 500 тысяч. При этом ни копейки из местного бюджета мы не получаем. На стоимости школьных завтраков и обедов увеличенная финансовая нагрузка тоже сказываться не должна. Кстати, в этом году было проведено первое повышение цен в школах за три года, а как за это время выросли затраты!

— На ближайшей сессии горсовета депутатов будут озвучены данные проверки контрольно-ревизионного управления. Приоткройте тайну: каковы результаты?

— Деятельность предприятия тщательно проверялась финансовым управлением горадминистрации в течение двух месяцев. Результаты проверки свелись к признанию факта неэффективности системы налогообложения. Также даны рекомендации по созданию резервов, системе распределения затрат, проведению аттестации и увеличению окладов.

Перекосов, которые ожидали увидеть наши оппоненты, выявлено не было. Нет нарушений в закупке продуктов, кассовой дисциплине (эта статья дополнительно проверялась налоговой инспекцией). Премий и поражающих воображение выплат руководство предприятия не получает.

Тем не менее хочу сказать спасибо всем, кто проявляет интерес к работе комбината, особенно отдельным депутатам. Ваше внимание заставляет меня и мою сплочённую команду всё время быть в тонусе...
Беседовала Наталья ТРОФИМОВА

А. Ширяев: «Я часто слышу от ребят и их родителей, что работа школьных столовых изменилась к лучшему. Это тоже показатель эффективности».

Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: КШП: в своей тарелке
Дата публикации: 16 ноября 2012

Автор(ы): Наталья Трофимова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 298
Рубрика статьи: Новое на сайте

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia