- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Первая АПЛ на «Звёздочке»

Автор Анатолий Попов дата: 21 ноября 2012 @ 10:43 в Судостроение | Нет комментариев

В истории «Звездочки» знаменательная дата: 6 ноября 1962 года, ровно полвека назад, у причала на южных Яграх ошвартовалась первая атомная подводная лодка К-33, пришедшая для ремонта и модернизации. Так у предприятия началась эра возвращения в строй атомных подводных лодок.

Итак, 1962 год. Руководство предприятия во главе с директором Григорием Просянкиным заранее готовило базу надежности предстоящего ремонта. Завод по проекту Севмаша построил ПКДП, переоборудовал лихтер для складирования оборудования и механизмов, изготовил для эксплуатации переносную установку воздуха высокого давления и т.д. Специалисты предприятия разработали и внедрили в производство сварку нержавеющих сталей в среде углекислого газа, освоили и запустили в производство кислородно-флюсовую резку высоколегированных сталей.

На заказе предстояло выполнить переоборудование и монтаж установок ракетного и навигационного комплексов, радиосвязи, локации, акустики, произвести ремонт корабельных систем и атомной энергетической установки, что на судоремонтных заводах СССР еще ни разу не выполнялось.

И, чтобы успешно справиться с этими задачами, заводу в кратчайшие сроки необходимо было подготовить кадры рабочих и ИТР. По воспоминаниям ветеранов, предприятие на этот период стало настоящим учебным комбинатом. Занимались все — от слесаря-монтажника цеха 1 Александра Братчикова до ответственного сдатчика заказа Евгения Колодкина и директора предприятия Григория Просянкина. И работа началась! Предприятие делало все, чтобы атомоход своевременно сдать флоту. Большую помощь нам в этом оказывали заместитель министра судостроительной промышленности СССР Деревянко, курирующий заказ, заместитель главного конструктора ЦКБ «Рубин» Темкин.

Как вспоминали производственные мастера цеха 1 А.П. Рудаков, Н.А. Костин, В.И. Глазачев, Э.Д. Голышев, были дни, когда рабочие, руководители участков и специалисты сутками не уходили с подводной лодки. Контролировали продвижение работ на заказе ведущий конструктор Б.И. Кантор, ведущий технолог В.К. Югов, ответственный сдатчик Е.В. Колодочкин и сдаточный механик М.Г. Калинин. Заводской музей предприятия располагает ценнейшей документацией, в которой называются десятки фамилий тружеников предприятия, отличившихся на ремонте АПЛ К-33. Всех перечислить трудно, но эти имена мы назвать просто обязаны, они входили в состав сдаточной команды заказа. Это: старший мастер А.М. Кульминский, сдаточный механик А.П. Шаров, слесари-монтажники А.И. Бердичевский, Ю.И. Бахвалов, Н.П. Кордумов, А.Г. Коробов, Р.И. Иванов, В.И. Русецкий, Э.П. Евстафьев, Б.А. Гусаров, А.И. Максимов (цех 15), слесари-монтажники А.М. Невидимов, Е.И. Корельский, А.П. Новиков (цех 1).

Большинство из них были впоследствии удостоены высоких государственных наград: А.Г. Коробов — ордена Трудового Красного Знамени, А.М. Невидимов— Знака Почета и Е.И. Корельский — Трудовой Славы III степени. Б.И. Кантору присвоили звание «Заслуженный конструктор РФ».

В конце декабря 1964 года отремонтированный подводный ракетоносец ядерной энергетической установки был передан Северному флоту. Уводил его в Заполярье командир корабля капитан
2-го ранга Лев Матушкин, ставший впоследствии Героем Советского Союза и вице-адмиралом. После ремонта К-33 вновь отличилась: в сентябре 1967 года, в канун 50-летия Великого Октября, впервые на ВМФ СССР с ее борта был успешно выполнен подводный залп полным объемом баллистических ракет «Р-21» (до ремонта на нашей верфи ракеты с АПЛ запускались только в надводном положении).

Всего в активе К-33 четыре автономных похода на боевую службу. Наверное, заслуживает внимания и такой факт. После срочной службы на Северном флоте в экипаже К-33 к нам на завод пришли трудиться несколько уволившихся в запас моряков-подводников, среди которых были известные люди — В.И. Архипов и А.И. Максимов, выросшие потом до инженерно-технических работников.
В 1989 году наше предприятие отмечало 25-летие сдачи К-33 флоту. Торжественный митинг проходил в цехе 15. Помнится, генеральный директор А.Ф. Зрячев с гордостью говорил:

— Заказ 902 — первая атомная подлодка, отремонтированная на нашем предприятии, сдана Военно-морскому флоту в 1964 году в строгом соответствии с государственным планом. Это был массовый трудовой героизм всех рабочих, инженеров, руководителей, работавших в тесном сотрудничестве со специалистами Севмаша, «Эры», представителями военной приемки, флагманскими специалистами бригады подводных лодок, членами экипажа корабля.

Сегодня наше предприятие на подходе к сотне отремонтированных и модернизированных атомных подводных лодок для Военно-мор-ского флота. Скоро в заводском музее состоится встреча участников возвращения ко второй жизни легендарной К-33. Им, ставшим пионерами ремонта первой АПЛ, будет что вспомнить, чем поделиться.

АПЛ К-33 в Белом море. Фото из фонда музея


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/11/21/pervaya-apl-na-zvyozdochke.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.