С плесенью сыр: на чей пир?


О второй жизни просроченных продуктов


Наверное, найдётся немало людей, которые испытали чувство разочарования после покупки сыра, особенно при традиционной форме торговли через прилавок. Не каждый догадается спросить, свеж ли, когда распечатали голову сыра, когда нафасовали.

Эти вопросы возникнут позднее, если от содержимого упаковки вдруг повеет плесенью. Однажды на мою претензию, почему сыр будто камень, продавец вполне серьёзно объясняла, что он и не должен быть упругим и пластичным, поскольку классифицируется твёрдым, а не плавленым. И как не вспомнить скандал, случайным свидетелем которого была недавно в одном из универсамов всё по поводу того же сыра. «Мы никого не заставляли выбрать этот кусочек, вы сами его взяли, надо было быть внимательным», — выговаривала продавец солидному мужчине. Но сыр с зеленоватым налётом всё-таки приняла, деньги вернула, так как у покупателя в руках был кассовый чек.

Марина Васильевна Каменева 18 ноября тоже столкнулась с непонятным явлением в гипермаркете «Южный». Она рассказывает, что, когда подходила к витрине, взгляд приковали действия торгового работника. «Она брала с витрины нафасованные кусочки, разворачивала, отрезала засохшие кромки, выковыривала изнутри горошины плесени, зачищала, заворачивала в новую упаковку, складывала на поднос, чтобы унести. Меня это насторожило. «Что вы делаете?» — не вытерпела я. В ответ молчание. Тогда я обратилась к другому работнику. Она направила к старшему продавцу. Та спросила, чем я недовольна...

Покупатель, забыв, что времена советской торговли давно минули, решила взять на себя функции народного контроля. Подвела собеседницу в униформе к подносу и попросила объяснения, как магазин намерен распорядиться этими сырами. Ответа не получила. «Ах так, разрешите взять один кусок, я его пробью на кассе». Тут продавец подала голос: «Из этой партии нельзя, выберите на витрине». Марина Васильевна вслух пожалела, что выходной – нет возможности сообщить в орган надзора или вызвать корреспондента с фотокамерой. На что услышала реплику продавца: «А вам никто и не разрешил бы снимать».

М.В. Каменева пришла в редакцию после выходных. Её возмущение не остыло, хотя оснований вроде бы и не было, ведь порченый сыр ей не продали. Но у женщины возникло сомнение: не продали потому, что не успели в подсобке наклеить новую маркировку.

Не берёмся судить о ситуации в «Южном», однако сомнения покупателя родились не на пустом месте. Мы живём не в замкнутом мире. Достаточно открыть интернет – и вот вам сотни историй о том, как в супермаркетах любыми способами стараются продлить срок годности продуктов: переклеивают стикеры, пускают в ход свою печать, которой проставляют новые даты вместо стёртых старых, отмачивают «сдохнувшую» колбасу, отмывают охлаждённую курицу, лишь бы предприятие торговли не осталось в минусе, а с персонала не вычли из зарплаты.

Если подобные методы успешно практикует один магазин, то почему не взять на вооружение и другим — при существующей-то системе чисто символического контроля? А магазины завалены товаром, в том числе и просрочкой. Куда её девать? Ну, конечно, любыми способами вручить потребителю. И сыры не исключение.

А теперь переведём стрелку на свой домашний холодильник. Что делают экономные люди, если кусок сыра начинает выдыхаться? Выбросить деньги на ветер? Ну уж нет. Можно с сыром запечь, например, мясо, грибы. Термообработка исключит отравление. Но что бы сказал покупатель, если бы «запеканку» из сыра с истёкшим сроком годности ему предложил магазин, при котором, допустим, работает специализированный цех? Вряд ли прельстила бы такая кухня. Тем более экономишь денежки не ты, а магазин, причём за счёт тебя.

И всё-таки куда девают продукты, у которых срок годности закончился?
К сожалению, вопрос остаётся без ответа, хотя, как говорит главный специалист-эксперт Северодвинского территориального отдела Роспотребнадзора А.А. РЯЗАНОВА, просроченными продуктами торговать нельзя, это противоречит закону «О защите прав потребителей». Они должны быть сняты с реализации и утилизированы.

Закон написан в пользу потребителей. Но в жизни часто складывается по-другому. Вот и наша посетительница Марина Васильевна считает: если сыры были предназначены для уничтожения, то стоило ли их обрабатывать?

— У сыра срок годности короткий, — рассказывает А.А. Рязанова. — Нафасованные куски должны быть проданы в течение одного дня торговли, это определено Правилами продажи отдельных видов товаров, которые утверждены постановлением правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года. Но если сырная голова не почата, находится в парафиновой, полимерной оболочке или в вакуумной плёнке, то срок годности от 60 до 90 суток, бывает и дольше — 4–12 месяцев.

— Какие надписи должна содержать маркировка нафасованного куска сыра?

— На товаре указываются его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, срок годности, а также номер или фамилия весовщика.

Александра Алексеевна советует сохранять чеки. И тогда, если вам продали лежалый продукт, легче будет решить проблему возврата.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: С плесенью сыр: на чей пир?
Дата публикации: 6 декабря 2012

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: В защиту потребителя

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia