- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

С весомым заделом на будущее

Автор Надежда Щербинина дата: 28 декабря 2012 @ 16:23 в Новое на сайте | Нет комментариев

Есть поверье, что в старом году все дела надо завершить, чтобы новый начинать с новых дел. Но это с какой точки посмотреть: чтобы жить успешно и прибыльно, надо создавать задел с хорошими запасами. Вот таким заделом у «Звёздочки» на будущий и последующий годы стала закладка очередного спасательного буксирного судна проекта 20183, состоявшаяся 20 декабря с участием Главнокомандующего ВМФ Виктора Чиркова. Есть задачи по ремонту и модернизации подводных кораблей, есть! Обо всём по порядку в беседе под ёлочку с генеральным директором центра судоремонта «Звёздочка» доктором технических наук Владимиром Никитиным.

-- Владимир Семёнович, знаковое для «Звёздочки» событие – закладка надводного корабля завершает уходящий год. Получается, что наш судоремонтный центр всё более приобретает новый статус?

-- Можно сказать и так, «Звёздочка» в ХХI веке становится и судостроительным предприятием. Эти заказы -- знак доверия государства нашей состоятельности как профессионалов. Первое спасательное буксирное судно «Звёздочка», построенное в 2009 году, успешно выполняет свои задачи. Сегодня сформирован корпус второго судна на базе этого проекта «Академик Ковалёв». И вот продолжение серии – «Академик Александров». В 2015 году планируется закладка очередного транспорта вооружения. Надо сказать, что освоение строительства кораблей ставит и новые задачи по модернизации и техническому перевооружению производства, начиная с подготовительных этапов: развивать системы автоматизированного проектирования корпусных конструкций, трубопроводов, иных систем; обновлять и совершенствовать корпусное и окрасочное производство. Во второй очереди основного эллинга одна из стапельных линий до 2017 года будет занята под строительство серии этих современных кораблей.

-- Всё-таки основным направлением головного предприятия остаётся выполнение госзаказа по модернизации и ремонту кораблей?

-- Да, и в большей части это подводные лодки, но есть и надводные корабли. Как раз сейчас в доке восстанавливается техническая готовность ракетного крейсера «Маршал Устинов», ремонт этого корабля должен быть завершён в 2013 году. Производственная программа этого года у нас была очень напряжённая – четыре сдаточных заказа! И всё, что от нас зависело, мы выполнили. Летом после ремонта и модернизации сдачей АПЛ «Новомосковск» завершился крупномасштабный двадцатилетний этап возвращения в строй всей серии ракетоносцев проекта БДРМ. Корабль прибыл к месту базирования и готов к дальнейшим автономным походам.

-- Год назад мы были свидетелями разногласий завода с Минобороны по стоимости ремонта «Новомосковска». Были обещания, что после подписания приёмного акта будут пересмотрены и затраты по факту. Они выполнены?

-- Мы пока так и не получили оплату за выполненные работы. Этот вопрос обсуждался на различных совещаниях, к его решению подключился полномочный представитель президента по Северо-Западному округу Николай Винниченко. Сегодня долг Министерства обороны центру судоремонта шесть миллиардов рублей: 4 – за «Новомосковск», 2 – за «Яузу» (это надводный корабль, ремонт и модернизация которого завершается на СРЗ «Нерпа» -- нашем филиале). Есть по этому вопросу поручение, и мы надеемся, что с новым составом Минобороны сможем положительно решить оплату выполненных работ, потому что от получения этих средств зависят наши финансово-экономические показатели.

Но вернёмся к кораблям. Под ёлочку завершается программа испытаний в море подводного ракетоносца «Верхотурье» проекта БДРМ. Лодка прошла второй заводской ремонт, и срок её службы продлён на три с половиной года. Корабль будет передан Северному флоту и до нового года уйдет по месту службы в Гаджиево. На его смену во второй заводской ремонт в июне пришёл «Екатеринбург». Плановый ремонт осложнён последствиями пожара, который случился в декабре 2011 года, когда корабль пришёл на ремонт на 82-й судоремонтный завод в Мурманске. Поэтому кроме плановых работ, предусмотренных регламентом для продления службы корабля на следующие три с половиной года, предстоит провести аварийный ремонт, в том числе по гидроакустическому комплексу. В преддверии нового года урегулированы все вопросы с Минобороны и подписан контракт на оценку технического состояния, освидетельствование и дефектацию корабля. Контракт на выполнение ремонта будет следующим этапом. Почему разнесли на два этапа? Чтобы более чётко определить все затраты, в ходе дефектации могут быть выявлены дополнительные работы, которые потребуют финансирования, а по новым правилам контракт подписывается по твёрдой цене, без дальнейшей корректировки. Возможно, такая методика позволит избежать тех трудностей, с которыми мы столкнулись по «Новомосковску».

Мы ожидаем всю серию этих кораблей во второй заводской ремонт. За «Екатеринбургом» к нам пожалует «Тула», и так далее…

-- Владимир Семёнович, а как складываются дела с ремонтом кораблей третьего поколения?

-- Как я уже говорил, «Звёздочка» завершила первый заводской ремонт всей серии кораблей проекта БДРМ, что позволило не только сохранить кадровый потенциал, обеспечить финансовое благополучие завода, но и подготовиться к качественному рывку. Сегодня стапельное место, где стояли лодки второго поколения, оборудовано под корабли третьего. Предприятие имеет контракт на ремонт двух кораблей третьего поколения серии «Барс», и к нам уже пришёл головной корабль «Леопард». Учитывая, что наше предприятие готовилось основательно к новому этапу деятельности, за нами закреплён ремонт с модернизацией всей серии подводных кораблей «Барс». Это значит, что и с Тихоокеанского флота «Барсы» будут доставлены к нам. Для нас переход к третьему поколению -- эпохальное событие. Фактически мы параллельно будем вести ремонт «Барсов» и второй заводской ремонт лодок проекта БДРМ.

Кроме того, в декабре в результате конкурса «Звёздочка» заключила контракт на две титановые лодки третьего поколения проекта «Барракуда». Это более сложные для нас заказы. Во-первых, это многоцелевые подводные корабли, которые около двух десятков лет эксплуатируются без проведения средних заводских ремонтов. Они более сложные и в том, что выполнение задачи по уменьшению водоизмещения корабля при его проектировании и строительстве привело к большой затеснённости основных помещений, труднодоступности оборудования при ремонте. Но контракт заключён, и мы должны готовиться к титановому производству. Будем модернизировать, технически перевооружать и готовить к выполнению этой задачи цех 10.

-- У предприятия есть обязательства ещё по двум подводным лодкам – дизель-электрическим?

-- Да, это заказы уходящего года. На обеих ДЭПЛ – индийской «Синдуракшак» и российской «Калуга» работали одни и те же специалисты, и шли они параллельно. Конечно, приоритет приходилось отдавать нашим индийским партнёрам, но и ДЭПЛ «Калуга» готова была выйти в море на испытания раньше, чем это произошло, задержка получилась из-за насыщенной сдаточной программы. Пришлось сдвинуть черёд ходовых испытаний вправо. Лодка в этом году пройдёт ходовые испытания и останется у нас до января, когда будет передана Северному флоту.

На индийском заказе выполнен весь объём работ по ремонту и модернизации. ПЛ «Синдуракшак» прошла комплекс испытаний в море, успешно прошли контрольные пуски ракет. Впервые индийский заказ выходил в арктическое море в таких экстремальных условиях, но всё прошло удачно. Слаженно взаимодействовали индийский экипаж корабля и российская инструкторская команда. Всестороннее обеспечение испытаний оказали военные моряки Беломорской военно-морской базы, за что им особая благодарность. Когда это интервью выйдет, семьи индийских моряков уже уедут на родину. Дети и жёны наших друзей и партнёров очень тепло говорят о времени, что они прожили в нашем городе, это приятно. А «Синдуракшак» после Нового года готовится в дальний поход к родным берегам в сопровождении двух ледоколов. Надеемся, что уже в конце наступающего 2013 года тема сотрудничества с индийскими партнёрами на «Звёздочке» найдёт продолжение, и к нам придёт очередной заказ.

-- А как развивается новое направление – сервисное обслуживание кораблей?

-- Обслуживание ведётся по месту базирования кораблей Северного флота, Каспийской флотилии, Новороссийской военно-морской базы -- накладывают (???) особые требования к исполнителям в рамках заключённых в конце 2010 года трёх государственных контрактов с Министерством обороны. И с каждым годом объём выполнения работ по сервисному обслуживанию только увеличивается, например, в этом году доля работ по этому направлению составила 9,5 миллиарда рублей. В 2012 году организованы и завершены работы на 198 кораблях Северного флота, 59 кораблях Каспийской флотилии и 12 кораблях Новороссийской ВМБ. Как и в прошлом году, основные объёмы по сервисному обслуживанию выполнены силами наших филиалов: судоремонтными заводами 35, «Нерпа», «Красная кузница», Астраханским и пятым СРЗ. На «Звёздочке» на этом направлении работает довольно молодая, но успешная команда специалистов. По большей части они справляются с поставленными задачами, но есть и трудные моменты, связанные с жёсткими сроками и с большим объёмом отчётных документов. Обучение и опыт приходится нарабатывать в процессе выполнения задач. Но этот пласт работы теперь принадлежит центру судоремонта, и оправдывать статус придётся и в дальнейшем, прикладывая усилия.

-- «Арктическая» год назад ушла в Мурманск, на СРЗ-35 шла наладка оборудования. Когда буровая будет выполнять своё предназначение?

-- Это зависит не от нас, а от решения и воли заказчика. Могу сказать, что 26 декабря в Москве состоялось подписание акта ввода в эксплуатацию и передачи «Арктической» заказчику – Газфлоту. Наши специалисты завершили свою работу, но пока СПБУ остаётся в Мурманске, её дальнейшая судьба – вопрос времени.

-- Хотелось бы затронуть и федеральные целевые программы и как следствие одной из них развитие специализированного винтового производства в создании нового подразделения – центра пропульсивных систем…

-- Предприятие продолжает принимать активное участие в реализации мероприятий федеральных целевых программ (ФЦП), направленных на решение первоочередных проблем по техническому перевооружению и реконструкции производственных мощностей. Мы участвуем в трёх ФЦП: «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ», «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России» и «Развитие гражданской морской техники».

Среди важных проектов отметим техническое перевооружение и реконструкцию мощностей предприятия для обеспечения среднего ремонта и модернизации АПЛ третьего поколения. Необходимо построить два новых цеха (цех автоматики и испытательную станцию), продолжить реконструкцию мелководной набережной, выполнить реконструкцию двух котельных и ряда цехов.

Получено положительное заключение Государственной экспертизы по проектной документации на строительство нового железнодорожного моста через Никольское устье. Реализация данного проекта позволит в будущем выполнить реконструкцию существующего авто-железнодорожного моста 1954 года постройки с увеличением количества полос для автомобильного транспорта, чего несомненно ждут многие горожане.

Одним из перспективных направлений является специализированное винтообрабатывающее производство, продукция которого пользуется заслуженным спросом не только в России, но и за рубежом. В 2012 году разработана и прошла экспертизу проектная документация «Техническое перевооружение с целью создания сборочно-испытательного комплекса для винто-рулевых колонок механического типа». В рамках проекта предусмотрено строительство однопролётного производственного корпуса размерами 48,00х48,00 м, оборудованного мостовым краном грузоподъёмностью 50 т, с семиэтажной административно-бытовой пристройкой. Начало строительства сборочно-испытательного комплекса запланировано на I квартал 2013 года.
Если говорить о загрузке нашего нового центра пропульсивных установок и винтового производства, то в связи с увеличением площадей будет расти и портфель заказов.

-- Владимир Семёнович, и в завершение маленькую приятную новость…

-- Традиционно с 1 января будут повышены тарифные ставки и оклады. Конечно, хотелось бы существенно, но как говорят, по доходам и расход. Любое повышение – это уже хорошо. Всех читателей и северодвинцев с наступающим Новым годом! Пусть он будет счастливым и позитивным для каждого.

Фото из архива ЦС «Звёздочка»


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2012/12/28/s-vesomym-zadelom-na-budushhee.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.