Начальник стройки попросил: «Надо, Федя!»


Воспоминания нашего читателя о том, как жил Судострой-Молотовск


Ранним утром 13 июля 1937 года от Архангельской пристани отошел пароход «Иван Каляев». Среди пассажиров была и наша семья — мать и четверо ребятишек. Отец со старшим братом прибыли на стройку годом раньше: нужда и голод вынудили уехать из деревни.

Точка отсчёта — Судострой

К месту назначения пароход прибыл около пятнадцати часов. От пристани через топкое болото шла узкая, в три-четыре доски, мостовая, которая вывела нас на Беломорский проспект. У прохожих мы узнали, где находится улица Республиканская и дом № 19а, где проживали отец с братом. Дом оказался недостроенным бараком, мы будто попали в огромный сарай. Не было комнатных перегородок, внутри — металлические кровати, разделенные деревянными тумбочками. Комендант уговорил соседей потесниться и дать нам немного места.
Денег не хватало. У родителей и брата не было специальности, зарабатывали они мало.

Уговорил отца, хотя мать возражала, разрешить мне временно, год или два, не ходить в школу, а поступить на работу. Мне тогда исполнилось четырнадцать, и я устроился в одну из строительных организаций учеником токаря с четырехчасовым рабочим днем. Токарная мастерская с единственным станком находилась в небольшом строении. Дядя Коля, мой учитель токарного дела, в основном изготовлял анкерные болты для крепления металлических деталей к фундаментам строящихся цехов. Первые десять дней он поручал мне относить готовые детали к заказчику, убирать и смазывать станок, собирать металлическую стружку, сбегать перед обеденным перерывом в магазин купить для него маленькую водки. Позднее стал доверять обработку деталей вчерновую.

За первую половину месяца выдали аванс пятьдесят рублей. Домочадцы обрадовались такому высокому заработку. А когда в получку выплатили только пять рублей, родители поняли, что допустили ошибку, разрешив мне работать. Заставили рассчитаться и пойти учиться. Окончив восемь классов, поступил в только что открытый судостроительный техникум. На первых порах дирекция техникума отправляла студентов помогать рабочим достраивать здание.

Ударные стройки
Стройка велась быстрыми темпами, особенно в юго-западном направлении. Появились новые названия улиц города: Профсоюзная, Полярная, Торфяная (теперь проспект Ленина). Большая застройка бараками велась с восточной стороны, где расположился лагерь для заключённых.
К 1941 году в городе построили школы, две из них в годы войны были переданы военным для лечения раненых. Сдали здания драмтеатра, двух крупных профсоюзных библиотек, двух рабочих клубов. А ещё Дом пионеров и городскую почту. Кстати, первым почтальоном был Л.И. Кряжев. У него не было сумки, поэтому письма он раскладывал по карманам телогрейки. 23 ноября 1936 года строители отмечали открытие новой железной ветки от станции Исакогорки на Судострой. В апреле 1938 года бригада сваебоев забила первую сосновую сваю под фундамент главного корпуса ТЭЦ, а всего забили 3161 сваю, каждая длиною 17—19 метров. 26 марта 1941 года турбогенератор № 1 был включён в сеть и дал промышленный ток.

На всех промышленных объектах широко развернулось соревнование за быстрейшее и качественное выполнение работ. Очень важные крупные руководители взяли под контроль и оказание помощи трудовым коллективам. Забавный случай произошёл на строительной площадке нового драмтеатра на улице Советской. Тогда должность конюха занимал Фёдор Ларионов. Весной 1938 года направили его обслуживать плотницкие бригады на строительстве драматического театра. К концу дня мерин устал, часто спотыкался, да и сам конюх обессилел. И когда мы уже засобирались в парк, десятник Н.А. Малый попросил сделать ещё один рейс, чтобы бригады утром не простаивали, стройка-де объявлена ударной, к Первомаю надо сдать театр. Он отнекиваться: лошадь не потянет. Подошли бригадиры, кто-то сзади легонько хлопнул ладонью по плечу. Оглянулся: рядом начальник стройки Иван Тарасович Кирилкин: «Надо, Федя!» — говорит. Конюх растерялся, открыл рот, а сказать ничего не может. Потом опомнился и доложил начальнику, что лошади надо дать отдохнуть, покормить, а сена поблизости нет. «А что, Федя, если купить овсяной крупы или пару буханок хлеба для твоего воронка?» Ребята из бригад засуетились, стали собирать мелочь. «Вот тебе, Фёдор, ломоть хлеба, маргарин, кусок сахара, а за кипятком сбегаем». Передохнув с воронком, сделали ещё рейс. Драмтеатр был сдан вовремя, как и обещали строители. А Фёдор в 1940 году ушёл работать на завод № 402. Освоил специальность судового чеканщика. И рассказывал о встрече с Кирилкиным в сборочных бригадах. С тех пор чуть что, к нему так и обращались: «Надо, Федя». И не мог отказать.

Это была война..
.
Лето 1941 года выдалось тёплым и солнечным. 22 июня, в воскресенье, молодёжь наметила провести спортивный кросс. К 10 часам утра на площади у драмтеатра собралось много народу. Повсюду были слышны смех, песни. Но тут по радио от правительства выступил В.М. Молотов. Он подробно рассказал о варварском нападении Германии, о начале войны, призвал весь советский народ сплотиться и дать отпор фашистской агрессии.

В считанные часы в городе по инициативе горвоенкомата и партийных органов создаётся мобилизационный пункт. Строители скомплектовали батальон из 967 человек, завод № 402 — свыше тысячи человек, батальон призывников 8600 человек. Обучено военному делу 2500 лыжников.

Все промышленные предприятия перешли на выпуск военной продукции. Изготовляли десятки тысяч мин, снарядов, бомб. Почти через день отправлялись эшелоны этой важной для армии боевой техники.

Труженики завода № 402 получили заказ от моряков флота на изготовление малых «морских охотников» для борьбы с подводными лодками врага. За год войны на флот поступило 22 корабля. Огромная работа велась по ремонту судов. Тяжёлая работа доставалась молотовским портовикам. Вместе с архангельскими они разгрузили за войну 166 иностранных судов.
А зимой 1942/43 года пришла большая беда: сильные морозы разморозили отопительную систему. Пришлось изготовлять железные печки и запасаться дровами. В городе действовала карточная система на продовольственные товары. Нормы питания были мизерными, люди недоедади, заболевали цингой и другими болезнями. С первых холодов военной зимы молотовчане начали добровольный сбор тёплых вещей для армии. В октябре 1941 года было отправлено на фронт более 25 тысяч вещей: валенок, полушубков, тёплого белья, шапок, варежек. Горожане охотно вносили деньги на постройку военной техники.

Храбро сражались с фашистами молотовчане: за боевые подвиги награждены тысячи, а шестерым присвоено звание Героя Советского Союза. Дорогой ценой досталась Победа. Из 14 тысяч ушедших на фронт с поля боя не вернулись более трёх с половиной тысяч человек.
Может, именно поэтому 9 Мая — особенный праздник для северодвинцев. День Победы каждый год воспринимается как наконец наступившее время Мира. Время, когда пора восстанавливать разрушенное и строить новое. И надежда на это останется всегда.

Михаил КОЧНЕВ
Фото из архива А. Бурлова

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Начальник стройки попросил: «Надо, Федя!»
Дата публикации: 16 января 2013

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: город

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia