- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Кто погрыз театральное кресло?

Автор Галина Чарупа дата: 1 февраля 2013 @ 16:53 в Культура | Нет комментариев

Но, к сожалению, среди публики всё чаще встречаются те, кто мешает остальным следить за происходящим на сцене , совсем не думая об обязанностях (а они у зрителя тоже есть) и правилах хорошего тона.
Разговор об этом зашёл после того, как на деревянной спинке одного из кресел в зрительном зале (кресла, между прочим, совсем новые и дорогие) я увидела следы... зубов.

— Спинку грыз малыш, сидевший на коленях у мамы, — объяснила главный администратор Светлана Гончаренко в ответ на моё недоумение. — Спектакль был не по возрасту, ребёнок отвлёкся и нашёл себе занятие.

А потом Светлана Викторовна рассказала о том, как ведут себя некоторые зрители.
Картинка с натуры. Пять минут до начала представления. У входа очередь. А у двери в фойе роется в сумочке дама: «Сейчас найду билеты, вы что, подождать не можете?!». До начала минута. Пока идёт возня с билетом, к хвосту очереди присоединяются те, кто только что подъехал. Ровно семь — пора начинать представление. Но около сотни человек ещё в гардеробе. Что делать: ждать тех, кто задерживается, или проявить уважение к тем 500 зрителям, которые уже сидят в зале?

Организаторы гастролей дают сигнал: начинаем. Артисты уже на сцене, а опоздавшие зрители рвутся в партер — ведь они заплатили за дорогой билет в первых рядах. Тем, кто пришёл раньше, приходится встать, чтобы пропустить их. Шум, возня. Наконец все уселись. И тут кто-то, громко шурша обёрткой, разворачивает конфетку. Потом в чьей-то сумочке начинает надрываться мобильник...

Люди! Если у вас нет книжки по этикету, включите компьютер, зайдите в Интернет, наберите в поисковике «Правила поведения в театре» — и вот вам 3 млн. ответов! Увы, выросли люди, которые об этом знать не знают и, главное, не хотят знать. Мало того, они уже приводят на спектакли собственных детей. И, вместо того чтобы научить ребятишек поведению в театре (словесно и собственным примером), демонстрируют обратное — то, как НЕ НАДО себя вести.

Сначала — общие требования.

Театр начинается даже не с вешалки, а с входа в фойе. Пожалуйста, предъявите контролёру билеты в развёрнутом виде — это поможет вам и другим зрителям избежать толкучки при входе. Если вас несколько, пропустите вперёд того, кто показывает билеты.

Крик абсолютно всех артистов и организаторов зрелищ: ВЫКЛЮЧИТЕ МОБИЛЬНИК!!! Или хотя бы поставьте на беззвучный режим.
Далее разделим мероприятия, проходящие в театре, на категории.

Спектакли городского театра
Больше всего недоразумений возникает на детских спектаклях. Папы и мамы, бабушки и дедушки (конечно, не все, а некоторые) с пеной у рта почему-то требуют права: 1) кормить и поить ребёнка прямо в зрительном зале, 2) «ну и что, что ребёнок с ногами залез на кресло прямо с сапогах», 3) заплатить за ребёнка, а самим пройти без билета. Некоторым так хочется сэкономить 100 рублей, что они без зазрения совести «включают дурака». «Я только помогу внукам переодеться в гардеробе», — уверяет шустрая бабушка, а сама украдкой тоже сдаёт пальто и шасть в зал. Другие «качают права»: «Зачем на ребёнка билет? Он у меня на коленях посидит!».

Отвечаем: на детские спектакли городского театра каждый зритель независимо от возраста проходит по билету с указанием места, который даёт право смотреть представление и пользоваться гардеробом, буфетом, туалетом и т.д.

Гастрольные спектакли и концерты

На таких мероприятиях условия показа диктуют организаторы гастролей. Вот тут-то и может быть (а может и не быть) объявлено, если это детское представление, что малыши до 5 лет проходят бесплатно без предоставления отдельного места.
Приходите на представления заранее. Если все билеты проданы, значит, в театр явятся 700 человек — ну нереально всех их обслужить в гардеробе за пять минут!

Культпоход школьников с педагогами

— В большинстве своем педагоги — наши партнёры, — продолжает С. Гончаренко. — Огромное им спасибо за нелёгкий труд. Мы общее дело делаем: затрагиваем сердца детей, воспитываем их. К сожалению, бывает, когда родители и учителя не могут избежать неразберихи при сборе и входе ребят, когда дети не знают правил поведения в театре, не подготовлены к восприятию спектакля.

Недавний случай: 9-классники прибежали на спектакль после спортивной секции, во время действия пили воду, громко разговаривали, смеялись, посылали эсэмэски. На замечания зрителей и контролёра зала не реагировали. В антракте педагог заявила, что не обязана следить за тишиной: привела детей — и с неё достаточно, а культуру пусть прививают родители.

Нет, простите, педагог обязан настроить своих подопечных и организовать их выход в театр так, чтобы он не стал пыткой для остальных зрителей. А родители? Конечно, они должны «прививать культуру». Но... см. выше.

Итак, обращаемся к родителям

Дорогие папы и мамы малышей, нельзя оставлять ребёнка-дошколёнка в зале, а самим пойти в фойе или буфет. Малыш может испугаться, захотеть в туалет и т.д. Во время спектакля следует быть рядом, сопереживать; перед началом — поговорить о театре и правилах поведения в нём; после спектакля — обсудить увиденное, спросить, что понравилось, объяснить то, что малыш не понял.

Каждый спектакль имеет возрастной ценз. Не надо приводить двухлетнего на сказку для более старших детей! Дитя быстро устанет или заплачет от самых безобидных вещей. Рекомендуемый возраст указан на афишах и на сайте. Если вы впервые ведёте малыша в театр, возьмите билеты не в серединку, а ближе к выходу.

И наконец: дети и взрослые, приходя в театр, должны помнить, что сцена — не телевизор. Артисты — это живые люди, которые находятся в одном пространстве со зрителем.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/02/01/kto-pogryz-teatralnoe-kreslo.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.