Судьба трижды связала со «Звездочкой»


В субботу ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Верхотурье» отбыл к постоянному месту базирования


После ремонта по восстановлению технической готовности и продления межремонтного срока службы его ждут в Заполярье.

Головной подводный корабль проекта 667 БДРМ «Верхотурье» построил Севмаш и передал ВМФ в декабре 1984 года. В марте следующего года ракетоносец включили в состав Северного флота. Через два года впервые в истории кораблей этого проекта «Верхотурье» совершил арктический поход со всплытием на Северном полюсе, успешно проведя пуск ракет из высокоширотных районов Северного Ледовитого океана. Затем атомоход нес службу в Северной Атлантике. Экипаж постоянно находился в авангарде флотского соревнования. Три года кряду (1987—1989) подводный ракетоносец объявляли отличным, а в 1989 году признали передовым кораблем Северного флота.

Судьба трижды связала океанского исполина со «Звездочкой». Первый раз с 1983 по 1999 год, когда «Верхотурье» проходил средний ремонт и модернизацию, причем в тяжелейших финансовых условиях. Но трудовой коллектив верфи (тогда его возглавлял Николай Калистратов) дал кораблю вторую жизнь. 25 декабря 1999 года в конференц-зале заводоуправления состоялась церемония подписания приемо-сдаточного акта подводного ракетоносца. Присутствовал на ней и генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» дважды Герой Социалистического Труда С.Н. Ковалев. Его выступление было очень эмоциональным. Дав критическую оценку тогдашнему состоянию подводных сил России, Сергей Никитич сказал:

— Важность события, которое здесь происходит, трудно переоценить. Выражаю благодарность коллективу «Звездочки» за возвращение в строй одного из подводных кораблей проекта 667 БДРМ, которые в настоящее время являются основой морских стратегических сил России. Верю, что и остальные корабли этой серии флот доверит ремонтировать вашему предприятию. Вы умеете хорошо работать!
Слова академика С.Н. Ковалева сбылись: вся флотилия БДРМов получила обновление на ягринской верфи.

В 2001 году «Верхотурье» приходил на «Звездочку» для ремонта по гарантийным обязательствам, а в 2010-м — ошвартовался для восстановления технической готовности и продления межремонтного срока службы (ответственный сдатчик Валерий Ганноха, сдаточный механик Александр Харченко).

Все, что было определено по программе возвращения подводного атомохода в строй, выполнено. В том числе произведен ремонт корпуса, забортных систем и систем живучести, механизмов и оборудования паропроизводящей установки. Положительную оценку работы при ремонте заказа ответственный сдатчик Валерий Ганноха дал всем производственным коллективам, в том числе бригаде трубопроводчиков Ивана Корбушева (цех № 9), участку слесарей-монтажников Сергея Дёгтева (цех № 15), судовым мебельщикам, которыми руководит Андрей Зубко (ПМ). Слова благодарости он высказал и в адрес заместителя начальника цеха № 9 Семёна Сивкова, сдаточного механика цеха № 16 Павла Короткого, оператора ГЭУ цеха № 15 Сергея Мищенко, сборщика-достройщика цеха № 40 Владимира Лапкина.

На ходовых испытаниях заказа, а проходили они в ноябре, профессионально показали себя слесари-монтажники Борис Зайцев, Александр Туфанов, Сергей Кошелев, наладчики Аркадий Лушев и Олег Чуркин, регулировщик аппаратуры Александр Кузнецов, сдаточный механик по системам контроля Евгений Тарасов, механик по вооружению Евгений Балакшин. Важно, что в море на ходовые испытания стали выходить семейные династии.

В этот раз в недрах ракетоносца «Верхотурье» несли вахты Григоровичи — отец Валерий Михайлович и его сын Максим. Старший — сменным сдаточным механиком, младший — инженером-механиком.

Хочется отметить значение для кораблей такого класса фактора вторых ремонтов. Выполняя эти работы, верфь обеспечивает продолжительные сроки службы стратегических ракетоносцев. Поэтапно «Звездочка» восстановит техническую готовность всех подводных кораблей проекта 667БДРМ, в результате чего их эксплуатация составит порядка тридцати лет вместо двадцати пяти, предусмотренных проектом. Теперь после завершенного ремонта РПКСН «Верхотурье» может нести службу ещё три с половиной года.

Генеральный директор Владимир Никитин, выступая, ещё раз подчеркнул, что возвращение в строй РПКСН «Верхотурье» — результат слаженной работы корабелов «Звёздочки», учёных и специалистов ЦКБ МТ «Рубин», Государственного ракетного центра «КБ имени академика В.П. Макеева», ОАО «ОКБМ имени И.И. Африкантова», ОАО «НИПТБ «Онега», тружеников более ста предприятий-смежников со всей России, в том числе ОАО СПО «Арктика», ЗАО «Биус», ОАО «Северный рейд» и других.
Владимир Семёнович отметил, что за весь период ремонта заказа у заводского руководства были тесные взаимоотношения с экипажем лодки, командованием Беломорской военно-морской базы и 31-й дивизии, к которой она приписана.
По традиции в церемонии проводов корабля на службу ратную участвовали священнослужители — отец Вениамин, помощник командира бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок по работе с верующими военнослужащими (он провёл молебен), и отец Валерий — настоятель храма Воскресения Христова на Яграх (вручил командиру корабля капитану I ранга Николаю Цибулько Тихвинскую икону Божией Матери — покровительницы Севера).

В 19.15 РПКСН «Верхотурье», подав гудок, под звуки «Прощание славянки» отошёл от причальной стенки и взял курс на Заполярье. Старшим на борту был замкомандира 31-й дивизии капитан I ранга Анатолий Коваленко. Во вторник, 5 февраля, подводный ракетоносец должен ошвартоваться в родной базе.

РПКСН «Верхотурье» перед уходом в Заполярье.

Фото М. Биктимирова

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Судьба трижды связала со «Звездочкой»
Дата публикации: 5 февраля 2013

Автор(ы): Анатолий Попов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 203
Рубрика статьи: Новое на сайте

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia