- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Слово есть дело

Автор Администратор дата: 15 февраля 2013 @ 16:00 в Судостроение | Нет комментариев

20 января 2013 года Евгению Павловичу Егорову исполнилось бы 105 лет. Он работал с января 1952 по январь 1972 года на заводе № 402 (переименованном затем в Северное машиностроительное предприятие). Евгений Павлович в памяти многих северодвинцев, особенно работавших на Севмаше, остался как человек чести, у которого слово никогда не расходилось с делом.

Автору этих строк крупно повезло в том, что его становление связано с приходом на завод Евгения Павловича. На завод № 402 я поступил 4 июня 1947 года после окончания Молотовского судостроительного техникума в качестве помощника строителя эсминцев проекта 30-бис. 11 июля 1949 года переведен технологом в бюро технологической подготовки цеха № 50, а 13 февраля 1951 года — старшим инженером-технологом в БТП вновь образованного на заводе цеха № 40. Начальником БТП был назначен инженер Георгий Юльевич Ашоневитц.

Приступив к исполнению обязанностей директора, Евгений Павлович начал знакомство с заводом личным посещением всех цехов. В один из мартовских дней он ознакомился с цехами № 50 и 40 (который на первых порах размещался на площадях цеха № 50, в том числе и БТП на втором этаже северной пристройки эллинга). Войдя в помещение, он остановил взгляд на сидящих в нём работниках и потом подошел к Георгию Юльевичу. Разговор был не очень долгим, но присутствующие технологи сразу поняли, что разговаривают два опытных, грамотных и культурных специалиста-судостроителя.
Покидая БТП, Евгений Павлович остановился у моего стола, спросил фамилию, чем занимаюсь, нравится ли мне моя работа и видим ли мы, молодые технологи, свои задачи в общем процессе строительства кораблей и судов. Услышав ответы, поинтересовался, сколько лет работаю на производстве. Я сказал, что трудовую деятельность начал в феврале 1942 года на Шалакушском лесопильном заводе и пять лет работаю на заводе № 402. Егоров заметил: «Пять лет — и только старший технолог».

Директор принял завод, когда на нём шло строительство кораблей и судов нескольких проектов, готовился к закладке головной лёгкий крейсер проекта 68-бис (заводской № 301). Это требовало некоторой реорганизации подразделений завода. В частности, заводская технологическая служба в апреле 1952 года была реорганизована в специальное технологическое бюро (СТБ). Из цехов в СТБ переводились опытные специалисты-судостроители. В частности, на должность заместителя главного технолога переведён Георгий Юльевич Ашоневитц. 27 апреля 1952 года начальником БТП цеха № 40 был назначен молодой специалист Александр Лебедев.

Отработав первый десяток лет, Евгений Павлович увидел необходимость подготовки людей для замены в грядущем уходе на заслуженный отдых многих опытных работников из цехов и отделов завода. Он лично участвовал в подборе кандидатов из ИТР завода, которые, по его мнению, должны будут заменить уходящих на пенсию специалистов. В группу из двадцати человек вошли В.Н. Хвалынский, В.А. Кабанов, А.Г. Лебедев, Р.И. Утюшев, Е.В. Нестеров, А.П. Кузнецов, А.М. Севрюков, И.Н. Тетеревлёв, А.Ф. Дьячков и другие. Все кандидаты в студенты прошли годовую подготовку, так как у некоторых разрыв в учёбе после получения среднего технического образования был более
20 лет. В 1961 году поступили на вечернее отделение Ленинградского кораблестроительного института и в 1967 году успешно защитили дипломные проекты уже в Севмашвтузе, где ректором был директор завода Е.П. Егоров.

22 апреля 1968 года я был назначен заместителем начальника цеха № 40. На одной из подводных лодок, проходившей заводские ходовые испытания, потребовалась серьезная переделка системы воздушного охлаждения приборного комплекса «Туча».
Ответственный сдатчик В.А. Цоппа на директорской проверке доложил, что по вине цеха № 40 выход в море, предусмотренный графиком, может быть сорван на сутки.

Евгений Павлович спросил: «В чём дело?» Пришлось доложить, что объём работ большой, его начало было предоставлено цеху с некоторым опозданием, что люди работают, не уходя с завода по двое суток, устали. Он сказал: «Хорошо, после проверки я сам переговорю с людьми из этой бригады». После окончания проверки я его заверил, что передам рабочим об этом решении. Люди поймут, и мы найдём выход из создавшейся ситуации... Корабль ушёл в море без задержек.

За 20 лет работы директором Евгений Павлович проявил себя очень грамотным, решительным, а иногда и жёстким, но всегда справедливым и чутким руководителем.

Один случай, произошедший со мной, я запомнил на всю жизнь и всю жизнь буду чтить и благодарить Егорова.

В далёком 1955 году после за-кладки в цехе № 42 заказа № 254 — АПЛ «Ленинский комсомол» при прохождении проходной в главный пролёт цеха, где требовалось сменить постоянный пропуск на специальный, мне сказали, что мой пропуск изъят из ячейки. Объяснений нигде и никаких. Моё состояние понять и прочувствовать невозможно. И — о счастье! — через неделю мне сообщили, что пропуск мой восстановлен.

Прошло много лет, я уже на пенсии, активно занимаюсь общественными делами на родном заводе. Однажды, повстречавшись в начале двухтысячных годов с Юрием Гончаровым, занимавшимся в то время наряду со штатной работой добровольческой деятельностью, я услышал: «Работая в архиве заводской канцелярии, я увидел приказ по заводу, подготовленный отделом кадров в 1955 году, которым предписывалось ряду работников закрыть допуск к работе с документами с грифом «ДСП» и «Секретно». В списке около десяти фамилий значилась твоя. Но она и ещё две были вычеркнуты, а рядом против каждой вычеркнутой стояла подпись «Е. Егоров» и дата».

Думаю, что в список были внесены ИТР и рабочие, которые по воле судьбы в период войны с фашистской Германией попали в плен. Я по возрасту не служил, но мой старший брат Валерий был политруком военной части, дислоцированной в столице Литвы городе Вильнюсе. При внезапном нападении на СССР воинская часть была разгромлена, много красноармейцев и командиров были убиты, другие попали в плен, в том числе и мой брат. Через какое-то время ему удалось бежать, и он закончил войну 9 мая 1945 года на реке Шпрее. В чём заключалась вина бойцов и командиров, попавших в плен, тем более моя? Ведь все, кому закрыли допуск к работе с конфиденциальными документами, постепенно были уволены с завода.

Я все годы уважал нашего директора, а с той поры, как узнал, что мою честь, а может, и жизнь спас Евгений Павлович, его боготворю. Убеждённый коммунист, я купил икону с изображением Иисуса Христа и Богородицы. Бывает, вечером перед отходом ко сну прошу упокоить душу этого замечательного человека.

О заслугах Евгения Павловича Егорова благодарными заводчанами сказано много хорошего: о развитии предприятия, внедрении новых прогрессивных технологий при постройке кораблей и судов, помощи в строительстве города, заботе о тружениках предприятия и всех жителях Северо-двинска. И до тех пор, пока в городе есть люди, знавшие и помнящие Евгения Павловича Егорова, память о нем не угаснет.

Александр ЛЕБЕДЕВ, Почётный ветеран Севмашпредприятия


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/02/15/slovo-est-delo.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.