- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ПАТП: тихий рейдерский захват?

Автор Анна Данилова дата: 23 февраля 2013 @ 14:49 в Самое читаемое | 2 комментариев

В ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» прошла конференция профсоюзной организации, в работе которой кроме делегатов участвовала председатель обкома профсоюза работников автотранспорта О.Д. Наговицына.

Председатель профкома П.Ф. Воробей вынес очень актуальную тему — о выполнении коллективного договора.

Актуальности придавало событие, которое должно произойти на днях в арбитражном суде Архангельской области, где уже несколько месяцев ждут действия два заявления о признании банкротства ПАТП: одно от ООО «Нордойл» — главного кредитора, другое от нового генерального директора пассажирского Константина Старцева.

Тут стоит напомнить, что гражданин Украины, который имеет вид на жительство в России, вступил в должность с середины августа прошлого года, прибыв к нам из Санкт-Петербурга. И сразу же начал с подписания «приговора» северодвинскому предприятию, чем и вверг трудовой коллектив в недоумение: стоило ли тогда и приезжать, заявлять о себе, а совету директоров — вручать временщику руль управления? До сих пор во-прос резонирует в воздухе, мол, кто он, Константин Старцев, чьи интересы представляет?

Одна из делегаток из числа ветеранов, с которой мы сидели рядом, вздохнула, увидев входящего в зал Константина Николаевича: «Не жалует он нашего брата, ох не жалует. На одном из собраний дал понять, что мы — балласт для предприятия...»

Пенсионеры — отработанный материал, пользы уже не приносят. А как генеральный относится к тем, кто ещё крепок, трудится и может пригодиться в дальнейшем?
За месяц до конференции в редакцию приходила переполненная возмущением кондуктор Е.П. Кривцова, просила разобраться, что происходит в ПАТП. Мол, вернулась из отпуска, хотела сдать документы на оплату дороги —оказалось, не оплачивают. «В середине января выдавали зарплату за ноябрь, о декабрьской вообще не слышно... Говорят, мэрия перевела десять миллионов на зарплату, на собрании кондукторов сумма была озвучена в пять миллионов. В то же время создали частную фирму, в неё выкачивают деньги, а наше предприятие собираются ликвидировать».

Забегая вперёд, замечу, что Е.П. Кривцова приходила в редакцию и после профсоюзной конференции: «Прошла информация, что декабрьскую зарплату выдали. Но почему-то я её не получила, да и другие — тоже».

О «болезни» ПАТП сегодня говорят даже в общественном транспорте. Вот и в день конференции в утреннем пустом автобусе кондуктор, беседуя со своим знакомым, делилась сомнениями относительно суммы, обозначенной в её расчётке, уж очень мало, жаловалась, что бухгалтер, которая получает зарплату «аж 73 тысячи рублей», даже не смогла объяснить начисления... Вот такие дела.

На конференции председатель профкома Павел Воробей отмечал, что финансовая ситуация ПАТП ухудшается, условия коллективного договора работодатель выполняет не полностью, процентов на 70. Зарплата задерживается постоянно, отпускные — тоже, как и проездные к месту отдыха, выплаты социального характера; с октября не перечисляются профсоюзные взносы, не получает страховые взносы Пенсионный фонд. Профком, защищая права членов профсоюза, коих 410, что составляет 86 процентов от общей численности трудового коллектива, конечно, не бездействует, не раз проводил акции протеста, обращался в арбитражный суд, писал в прокуратуру, настаивал, чтобы провели проверку о расходовании средств предприятия. Но воз и ныне там.

Сегодня зарплата в ПАТП в основном от 16 до 24 тысяч рублей. Есть ниже. У кондукторов, если бывают переработки, получается 19 тысяч с небольшим. Водители тоже с учётом переработок могут рассчитывать на 30 тысяч или чуть выше. Но их хлеб, как и кондукторов, не сладок: работа специфическая, посменная, травмоопасная. Больше платить им не могут. Люди увольняются. Как говорил генеральный директор К.Н. Старцев, в прошлом году убытки составили 109,4 млн. рублей, 162 миллиона задолжали кредиторам.

Одной из главных причин финансовой ямы руководитель считает конкуренцию нелегалов, они буквально «воруют» пассажиров с автобусных остановок, лишают кассу ПАТП выручки.
Бороться с этим явлением нет никакой возможности, так как нет соответствующих нормативных документов. Назывались самые убыточные маршруты, такие как «десятка»: за пять дней 126 тысяч рублей потерь.

Естественно, в такой ситуации встаёт извечный русский вопрос: что делать? Ответ генеральный директор нашёл: повышать тариф на проезд в автобусах. У него есть пример, в Санкт-Петербурге билет стоит 27 рублей, у частников — 40. Константин Николаевич прямо в день конференции и вышел с предложением повысить тариф до 25.

Слушая эту информацию, невольно думала о том, что если всё так плохо, то почему вводятся такие новые штатные единицы, как начальник службы внутреннего аудита с зарплатой 120 тысяч рублей.

И ладно бы начальник обслуживал ПАТП — так нет, он работал в ООО «Северодвинский центр пассажирских автотранспортных перевозок автотранспортного предприятия № 1», которое создали за счёт средств ПАТП, не вложив ни копейки. Должностное лицо успешно трудилось на благо частной фирмы вплоть до профсоюзной конференции, в этот день его уволили...

И наверное, можно было бы урезать до пределов разумного зарплаты, установленные с питерским размахом некоторым персоналиям — по 140, 161, 169 тысяч рублей, кои северо-двинцам и не снились?

Повышение тарифов дело нехитрое, но не получится ли так, что небогатые горожане скорее предпочтут ходить пешком, чем ездить в таких дорогих автобусах?

Один из хорошо осведомлённых источников мне рассказывал, что 160 тысяч рублей получает заместитель директора по пассажирским перевозкам Н.Ю. Карягин, человек из питерской команды, тогда как главный инженер — только 35 тысяч. Этот вопрос в числе других председатель профкома задавал городской администрации, полному держателю акций ПАТП. Мэр М.А. Гмырин давал поручение разобраться. Похоже, разбираются до сих пор...

Кстати, на конференцию приглашали представителей мэрии, городского Совета депутатов. Не пришёл никто. И можно понять, почему у водителя Дмитрия Ткаченко во время выступления осёкся голос: «Мы никому не нужны, все знают, что идёт разграбление предприятия, но никто ничего не хочет делать. Нам остаётся открыть кингстоны и идти ко дну»...

Впрочем, кингстоны и без того уже открыты. Сегодня самый выгодный маршрут «тройка» с большей половиной графиков (а почему-то не убыточная «десятка») отдана частному предприятию. Как же бедному пассажир-скому в таких условиях увеличивать свою доходную часть?

В коллективе ПАТП многие считают, что заинтересованные лица преднамеренно затеяли банкротство. Идёт рейдерский захват предприятия. Не такой, конечно, как в девяностые годы, когда неизвестно откуда взявшиеся люди в камуфляжных формах и с автоматами в руках оцепляли объекты, не подпуская к ним никого, а тихий, сглаженный, с применением современных технологий. Сначала вершила дела московская группировка (вспомним, откуда и каким образом у нас появился предыдущий директор Юрий Васильев), теперь власть перешла к питерцам. Чьё-то дело живёт и побеждает.

И в самом деле, картина получается довольно странной, будто в городе корабелов нет своих специалистов, которые бы хорошо знали автотранспортное хозяйство, имели опыт управления и могли навести порядок в пассажирском автопредприятии.

Собственник пакета акций ПАТП от встреч и объяснений с трудовым коллективом уклонился: наверное, считает происходящее в порядке вещей.

Обанкротить предприятие тем, у кого есть немалый опыт в подобных делах, недолго. Допустим, канет в Лету за своей несостоятельностью ПАТП. Спишут его долги. Но что мы получим взамен — частные фирмы (одна на базе пассажирского уже создана) — с претензией на капиталистический уклад, но с чертами феодализма, как водится теперь в нашей стране, когда человеку труда не дается никаких социальных гарантий.

Уже сегодня, как рассказывают работники ПАТП, во вновь созданном центре применяют к водителям и кондукторам серые схемы выплаты зарплаты: смену отработал — получи за труд в конвертике. На таких условиях, как говорится, далеко не уедешь.

Хотя вполне может случиться непредвиденное, когда как раз и придётся ехать далеко, то есть эвакуировать людей, если сложится экстремальная ситуация: живём-то в центре атомного судостроения. И на кого тогда надеяться — на мелкие частные фирмы?

Фото В. Бербенца

Вместо послесловия

Когда материал готовился в печать, стало известно, что Арбитражный суд принял решение признать ПАТП банкротом, ввести конкурсное производство, исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначить на месяц В.С. Киселёва.

Однако, как сказал судья, пока не продано имущество, есть возможность назначить внешнее наблюдение с целью сохранения ПАТП и его трудового коллектива. Но при непременном условии: если в ближайшее время будут предприняты меры по финансовому оздоровлению предприятия.

Финансовая ситуация в ПАТП ухудшается, условия коллективного договора работодатель выполняет не полностью, процентов на 70. Зарплата задерживается постоянно, отпускные — тоже, как и проездные к месту отдыха, выплаты социального характера.

Стоило ли тогда и приезжать, заявлять о себе, а совету директоров — вручать временщику руль управления?

Естественно, в такой ситуации встаёт извечный русский вопрос: что делать? Ответ генеральный директор нашёл: прямо в день конференции и вышел с предложением — повысить тариф до 25 рублей.

Собственник пакета акций от встреч и объяснений с трудовым коллективом уклонился, наверное, считает происходящее в порядке вещей.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/02/23/patp-tixij-rejderskij-zaxvat.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.