Две памятные подлодки


С 1957 года, когда заслуженный конструктор России Борис Израилевич Кантор, бывший заместитель главного конструктора «Звёздочки», после окончания Николаевского кораблестроительного института был направлен в Северодвинск, и по 1995 год, когда вышел на заслуженный отдых, предприятие дало вторую жизнь более чем ста подводным лодкам, большинство из которых — атомные.


Ко всем подводным лодкам этих проектов Борис Израилевич и приложил свои знания, а с годами и богатейший опыт. Особенно в его душу «врачевателя» подводных атомоходов запали две лодки: К-33 проекта 658 М (заказ 902) и К-403 проекта 667 А (заказ 450), построенные в свое время на Севмаше.

К-33 — первая из атомных подводных лодок, прошедшая обновление на «Звёздочке» с ноября 1962-го по декабрь 1964 года. Борис Израилевич был на заказе ведущим конструктором: руководство завода смело доверило столь ответственное дело недавнему выпускнику Николаевской корабелки. И не пожалело!

Мозговой центр заказа, в который входили Б.И. Кантор, ведущий технолог
В.К. Югов, ответственный сдатчик Е.В. Колодочкин, сдаточный механик М.Г. Калинин, командир корабля капитан II ранга Л.А. Матушкин, ставший впоследствии Героем Советского Союза и вице-адмиралом, организовали работу так, что всё связанное с переоборудованием и ремонтом лодки было выполнено в строгом соответствии с государственным планом. В том числе отлажена атомная энергетическая установка, что на судоремонтных заводах СССР еще ни разу не выполнялось, модернизирована установка нового ракетного комплекса с подводным стартом — тоже раньше на ВМФ страны не практиковалось.

После ремонта на «Звёздочке» К-33 отличилась: впервые на отечественном ВМФ с ее борта был успешно выполнен подводный залп полным объемом баллистических ракет «Р-21». Посмотрите-ка, сколько раз здесь упоминается слово «впервые». Разве такие факты из производственной жизни корабела забываются!

А теперь «перекинем трап» с К-33 на К-403 «Казань». 1980 год для К-403, можно сказать, был переломным: лодка пришла из Заполярья на «Звездочку» для переоборудования и ремонта по проекту 667 АК («Аксон-1»). Командованием ВМФ было принято решение корабль вывести из боевой эксплуатации и сделать из него подводную лодку-лабораторию для испытаний и отработки гидроакустического вооружения АПЛ третьего поколения.

В 1983 году работы были завершены, и лодка вышла на океанские вахты уже как подводная лаборатория. С апреля 1983-го по июль 1990 года К-403 успешно выполняла государственную задачу по испытанию новой техники. Но с этим подводным кораблем «Звёздочке» пришлось связаться крепким морским узлом еще раз.
В 1990 году субмарину вновь направили на наше предприятие для переоборудования и ремонта — теперь уже по проекту 09780 («Аксон-2»). Заказ 450 предстояло сделать экспериментальной подводной лодкой для отработки гидроакустического комплекса, который будет использоваться на АПЛ уже четвертого поколения, подводных кораблях XXI века.

И работы начались. Заводские судоремонтники, контрагенты, военная приемка, члены экипажа «Казани» помнят, в каких сложнейших финансовых условиях, проходило переоборудование заказа. Однако наша верфь в очередной раз доказала, что и в такой ситуации сможет выполнять поставленные задачи.

2 марта заслуженному конструктору России, кавалеру нескольких государственных наград и знака «Ветеран-подводник» Борису Израилевичу Кантору исполняется 80 лет. С юбилеем, легенда орденоносной «Звёздочки»! В связи с 80-летием Борис Израилевич Кантор награждён знаком «За заслуги перед предприятием».

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Две памятные подлодки
Дата публикации: 4 марта 2013

Автор(ы): Анатолий Попов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 203
Рубрика статьи: Звездочка

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia