- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

В морге конкуренция. На кладбище тоже

Автор Мария Романова дата: 13 марта 2013 @ 11:31 в Самое читаемое | Нет комментариев

Нет, это не название очередного ужастика про зомби. Хотя на нашем кладбище временами случались «сюжеты» и похлеще — то сатанисты кошек едят, то заигравшиеся в «Дозор» юнцы могилы раскапывают, то гробы в вешних водах плавают, то вандалы ломают кресты и выкорчёвывают надгробия... Но сейчас не об этом, хотя тема нашего разговора с сотрудниками МУП «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» тоже обдавала холодком по спине. Мы говорили о конкуренции — на кладбище и в морге.

Ритуал как услуга

Как ни странно, она существует. Даже больше — свободу конкуренции на поле ритуальных услуг активно защищает специальное государственное ведомство. По закону получается, что нам, потребителям, будет проще выбрать между разными поставщиками одинаковых услуг, если все они будут в равном положении. А как на деле? К примеру, несколько лет назад антимонопольная служба указала на недопустимость выдачи свидетельства о смерти в здании МУП «ССКРУ», на Седова, 18. С тех пор свидетельства выдаются в отделе ЗАГС, то есть практически на другом конце города. И какой-нибудь бабулечке, потерявшей деда, нужно на больных ногах туда добраться, получить бумажку, вернуться и не помереть самой по дороге.

— Мы-то думали, для людей стараемся, объединив все услуги в одном месте, чтоб не гонять убитого горем человека по городу. А оказывается, всё не так. Нарушаем. Ладно бы заставляли приобретать что-то только у нас, так ведь нет: пожалуйста, венки, цветы, памятники закажите, где больше понравится. Хотите гроб у конкурентов приобрести — просто напишем размеры, — объясняют сотрудники предприятия.

Дальше больше. Недавно по прокурорскому предписанию из хозведения ССКРУ городу пришлось забрать оба кладбища. Причина та же: создание преимуществ муниципальному предприятию ущемляло права прочих игроков на поле ритуальных услуг. Спрашиваю: «Забрали, и что дальше?» А дальше, отвечают, многоточие. Будут конкурсы, заявить своё участие в которых может кто угодно. А уж как будет работать непредсказуемый победитель, покажет время. Вот только сфера специфическая — смерти не прикажешь подождать. И штрафами ситуацию не поправишь, если могилы будут не накопаны, или техника сломается, или люди заболеют.

— Комбинат до сих пор работал как отлаженный механизм. Мы организовали на кладбище круглосуточную охрану, оснастили камерами, тревожными кнопками, с трудом, конечно, но подобрали штат ответственных надёжных сотрудников. У нас есть вся необходимая техника и опыт, что тоже немаловажно в нашем суровом климате. К примеру, чтобы выкопать могилы на зиму, нужно точно угадать со временем: копаешь раньше — оплывают, чуть опоздаешь — замерзшую землю даже экскаватор не возьмет. На любую жалобу, на любую просьбу городского руководства оперативно реагировали: например, после случая вандализма за свой счёт восстановили все надгробия. То есть вся сложная сфера ритуала находилась под контролем муниципалитета. А в новых условиях? Кто будет контролировать частника, если он придёт на наше место?

Игра в антимонополию

МУП «ССКРУ» сейчас достаётся порядочная доля критики. Доходит даже до слухов, будто бы «Назаренко морг приватизировал». Многие забывают, что предприятие, которым руководит Евгений Назаренко, не частная лавочка. Комбинат ритуальных услуг — предприятие муниципальное, подконтрольное городской администрации, такое же, как и многие другие северодвинские МУП. И морг передан ССКРУ в хозведение решением Совета депутатов в прошлом году.

— Сейчас нам удалось создать систему, которая контролирует сама себя, — поясняет Алексей Васильевич. — Человек, заходя в фойе морга, теперь видит павильон с полной информацией о ценах, тут же с сотрудником ССКРУ обсуждает все вопросы, заключает типовой договор, отмечая необходимые услуги, получает квитанцию. Никаких «живых» денег на руки! Хотя поначалу и пытались совать — по привычке, видимо. Оплата вносится исключительно в приёмной сети комбината, где все цены сверяют с прейскурантом, утверждённым муниципалитетом. И деньги идут в бюджет, а не кому-то в карман.

Однако и эта система устраивает далеко не всех. Сейчас предприятие, по словам директора, ведёт переписку с антимонопольной службой, в которую на ССКРУ поступают жалобы: мол, получили морг в хозведение, стали монополистами.

— Мы разве мешаем кому? Стройте частный морг, работайте. Так нет, всем ведь на муниципальные площади хочется и кусок пирога посытнее! — возмущаются в МУП «ССКРУ». — Очень просто взять и разрушить отлаженный годами механизм работы и контроля. Но ведь на его руинах останутся один на один со своими проблемами обычные жители города. Ритуальная сфера — это не только цветочки и веночки, которыми вполне успешно занимается в нашем городе и частный бизнес, это еще и сложные технологические моменты: содержание кладбищ, подготовка к захоронению, транспортировка тел и т.д., которые, уверены, должны остаться в ведении муниципальной власти. Потом можно будет злорадствовать: вот ругали комбинат, а стало в тысячу раз хуже. Но зачем до этого доводить?

Фото В. Бербенца


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/03/13/v-morge-konkurenciya-na-kladbishhe-tozhe.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.