История одной собаки


От частного случая к проблеме безнадзорных животных в городе


«Законы существуют, чтобы их нарушать? Видимо, именно этим принципом руководствуются работники СМУП «Спецавтохозяйство» — такими строками начиналось полное негодования письмо, пришедшее в редакцию от читательницы Анны.

Кремировали, не спросив

Крик души переносит к событиям 10 января, когда в одном из дворов лежала попавшая под машину собака. Неравнодушный мужчина разместил об этом объявление со снимком в интернете. На фото хозяйка признала свою пропавшую любимицу и уже хотела за ней отправиться. Но от того же мужчины узнала, что по звонку кого-то из соседей животное только что увезли работники Спецавтохозяйства.

Анна стала выяснять, что с собакой и можно ли её забрать. Но дальнейшие действия сотрудников предприятия она расценила как попытку «скрыть следы преступления»: они оттягивали время, отправляли её по другим телефонам, пока в конце концов не выяснилось, что животное уже кремировали.

К слову, настоящая любимица читательницы вскоре нашлась. Но на душе остался неприятный осадок: «Почему работники СМУП «Спецавтохозяйство» забрали живую собаку с улицы по анонимному звонку, хотя имеют право принимать от населения животных только при предъявлении всех необходимых документов с обязательным составлением договора?! Почему на звонок женщины, сообщившей о безнадзорной раненой собаке, приехали именно работники СМУП, хотя согласно закону, вступившему в силу 1 января 2013 года, это должны были сделать сотрудники городской станции по борьбе с болезнями животных?! Почему собаке была сделана смертельная инъекция, несмотря на то что закон требует передержки безнадзорного животного?!»
Стали и мы разбираться в этом.

Заложники ситуации

По муниципальному контракту, заключённому на первый квартал 2013 года, предприятие «Спецавтохозяйство» отвечает за сбор павших животных на территории города и принимает собак по заявлению граждан для усыпления ветеринарами.
Животное, о котором идёт речь в письме, мёртвым не было. Однако оно страдало от полученных травм: у собаки были перебиты задние лапы, её уже начала драть свора псов. Добавим, что всё это происходило недалеко от детского сада, на глазах у прохожих.

— Мы в любом случае оказались бы заложниками ситуации, — рассказывает директор предприятия Александр Степанов. — Ведь если бы проигнорировали этот сигнал, обязательно нашлись бы другие горожане, которые обвинили бы нас в жестокосердии. Что в данном случае было гуманнее?

Собака, которую увидели прибывшие на место сотрудники Спецавтохозяйства, по всем признакам была бездомной: ошейника и бирки не имела, на теле отсутствовали отметки о родословной, а рядом не было хозяина. Для обездвижения по технике безопасности ей сделали укол с сонной дозой препарата и отвезли на осмотр на станцию по борьбе с болезнями животных. Вердикт специалистов был неутешителен: животное получило травмы, не совместимые с жизнью. Приняли решение провести эвтаназию с последующей кремацией.

Нет ни транспорта, ни бригады

Однако почему Спецавтохозяйство вообще выехало на подобный сигнал, если, как правильно заметила читательница, заниматься этим должна станция по борьбе с болезнями животных?
Она и занимается. Однако пока только на бумаге. Ведь новыми полномочиями область наделила её и все подобные структуры в регионе с 1 января 2013 года, а средства на организацию отлова выделили совсем недавно. Можно ли на пустом месте создать враз необходимую материальную базу, если ветеринарная служба такой работой никогда не занималась? У неё нет ни спецтранспорта, ни бригады, ни тех же пунктов передержки, в которых бродяжек по закону полагается содержать полгода, пока их не заберёт к себе хозяин или иной сердобольный гражданин.

— Я вела переговоры с приютами для животных в Северодвинске, Катунино и под Архангельском, просила выделить для этого помещения, — рассказывает начальник станции Ольга Сюмкина. — Но сегодня я даже не могу заключить с ними договор: учреждения юридически не зарегистрированы. Я не имею права проводить с ними финансовые операции, ведь за каждую копейку из бюджета придётся отчитаться.
Проблемы с обеспечением отлова собак возникла не только у нас — везде по области. Поэтому станциям по борьбе с болезнями животных было разрешено подключать к этому подрядные организации — в нашем случае Спецавтохозяйство.

— Его работники выехали не по анонимному сигналу, а по нашему звонку, так как у нас с предприятием заключён договор на первый квартал начавшегося года, — добавляет Ольга Алексеевна.

Теперь о средствах. В 2013 году на отлов, транспортировку, содержание, кормление, вакцинацию, учёт, стерилизацию, утилизацию, эвтаназию и кремацию безнадзорных животных Северодвинску положено 2 253 000 рублей, выделять которые будут поквартально. Исходили из расчёта 3 228 рублей на одну бродяжью голову. Только вот кто эти самые головы считал? Да и хватит ли этих средств на все перечисленные мероприятия, ведь проблема бездомных животных пущена на самотёк далеко не вчера.

Стерилизовать и выпустить

Что же касается непосредственно отлова и транспортировки собак, то сегодня станция готова заключить контракт на оказание этих услуг на весь 2013 год. Однако не факт, что заниматься этим заявится то же Спецавтохозяйство.

— Вот пневматический револьвер, стреляющий дротиками с сонной дозой лекарства, или воздушное ружьё, — показывает мне на мониторе компьютера всё то, что признано «гуманными» средствами для отлова бродячих животных, Александр Степанов. — Представьте себе: мой работник идёт с этим пистолетом к собаке, а вы это видите. Вы ведь не будете разбираться, что он дротиками со снотворным стреляет. Не менее впечатляющее действие, думается, окажет ловля петлёй и сетками. Сколько писем в редакцию вы тогда получите? И далеко не все при этом отдают себе отчёт, что собака, особенно одичавшая, достаточно опасный боец, вооружённый клыками и когтями, и никто не знает, что у неё может быть на уме.

Не каждый, безусловно, согласится на работу, вызывающую столько негатива у сторонних наблюдателей. И если на аукцион по заключению договора на отлов не заявятся городские структуры, на это место может прийти кто-нибудь издалека. В прошлом году, например, такие услуги в Вельске, Коноше и Устьянском районе оказывала организация из Мурманска.

Есть и ещё один любопытный момент во всей этой ситуации: по закону, если через шесть месяцев необходимой передержки для животного так и не найдётся хозяин, собаку должны будут стерилизовать и... выпустить обратно на улицу! Успокоит ли пострадавших в этой ситуации тот факт, что покусавший их барбос больше не сможет размножаться?

— Получается парадокс: мы отпускаем животное на волю, оно начинает метить территорию, организуется стая, которая проявляет агрессию. И мы по новой должны ехать и ловить этих собак, — недоумевает Ольга Алексеевна.

А кто их защитит от нас?

Недавно собравшаяся на Яграх стая, нападения животных на детей в новых районах города перед началом лета — такие очаги агрессии периодически вспыхивают то тут, то там. И защищать людей от них безусловно надо. Но не только руками ловцов и надзорных органов.

— Все бездомные животные сегодня — это животные домашние, — уверена начальник станции по борьбе с болезнями животных Ольга Сюмкина. — Статья 18 «Закона о ветеринарии» накладывает на владельцев ответственность за содержание и кормление питомцев. Есть у нас и городские правила благоустройства территории, в которых сказано, что животные должны передвигаться по городу в сопровождении владельца или уполномоченного лица, а не находиться, например, на улице предоставленными самим себе, пока хозяин работает. Каждый владелец должен думать о своей собаке прежде всего сам, а не возлагать ответственность за это на всех кругом.

Репрессивными мерами воздействовать на этот процесс сегодня практически нельзя. Нет закона, налагающего на владельцев санкции за безответственное или жестокое обращение с питомцами. И это отдельная тема для разговора. Массово не ведётся и учёт животных (чипирование, например), что в случае нахождения бродяжки помогло бы быстро вычислить, а затем и призвать к ответственности хозяина.

Вот и страдают Шарики и Дружки от нас с вами. А потом — и мы от них. Поэтому всё же первым делом следует изменить своё собственное сознание. Животное не игрушка, и, прежде чем завести его, подумайте, готовы ли вы нести за него ответственность.

Фото В. Бербенца

SOS!
Мы ищем новый дом

Пока решаются вопросы организации отлова и содержания бездомных животных в городе, под угрозой закрытия оказался приют «Четыре лапы», в котором до сих пор брошенные четвероногие находили заботу и пристанище.

— Обращаюсь ко всем неравнодушным: моего мужа переводят на другое место службы, в другой город. Я просто в шоке от всего происходящего... И очень прошу у вас помощи в том, чтобы пристроить питомцев приюта «Четыре лапы» — такой крик о помощи руководителя приюта Ольги Кецлах гуляет в интернет-сети почти месяц.

Приюту, появившемуся благодаря инициативе этой неравнодушной женщины, около двух лет. Всё это время Ольга вместе с другими волонтёрами самоотверженно боролась за судьбу животных, оказавшихся в беде не по своей воле — по вине безалаберных хозяев. Сколько душевных сил и терпения нужно на то, чтобы еже-дневно решать возникающие проблемы обеспечения и заботиться о сотнях питомцев... Однако судьба распорядилась так, что главный начинатель доброго дела скорее всего не сможет больше стоять у руля.

— Я очень надеялась, что за всё это время появятся люди, которым в случае нашего перевода я буду помогать — по-прежнему организовывать работу приюта и обеспечивать его всем. Но моя правая рука Ольга Пухова пока не дала согласия руководить им. Новому же человеку я не могу это доверить: за пару месяцев ему со всем здесь просто не освоиться.

Те, кто часто приезжает сюда, уже могли оценить объём работы и ответственность главы приюта. Возьмётся за это далеко не каждый. А на одних волонтёрах дело не сдвинется. Пока что судьба «Четырёх лап» туманна. Поэтому неравнодушные любители животных прилагают все усилия, чтобы найти дом тем собакам и кошкам, которые сегодня здесь живут.

В группе приюта «ВКонтакте» каждый день появляются новые истории и фото кошек и собак. Почти за месяц таким образом свой дом нашли порядка 50 животных, и сегодня в приюте их уже 150. Однако каждый день сюда продолжают поступать новые найдёныши с улиц.

— 99 процентов, что мне придётся уезжать. У меня есть три месяца... ПОМОГИТЕ МНЕ ПРИСТРОИТЬ НАШИХ БЕДОЛАГ! — призывает горожан Ольга Кецлах.

Если вы неравнодушны к судьбе приюта и его обитателей, хотите забрать к себе питомцев или распространять информацию о них, звоните по тел. 8 (921) 483-36-14 с 10 до 17 в будние дни. Вся информация о приюте также в группе vk.com/club24882570.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: История одной собаки
Дата публикации: 14 марта 2013

Автор(ы): Екатерина Курзенева   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1288
Рубрика статьи: Самое читаемое

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia