Не надо бояться судов


Готовы ли мы отстаивать свои законные интересы


Март — месяц пробуждения после зимы. И очень символично, что с ним совпадает праздник потребителей. Причём он адресуется не ограниченному сообществу, а всем людям, ибо каждому человеку ежедневно приходится играть роль покупателя, клиента, заказчика, посетителя мест сферы обслуживания. А это предполагает определённые знания своих прав. Об этом мы беседуем с главным специалистом-экспертом Северодвинского территориального отдела Роспотребнадзора А.А. РЯЗАНОВОЙ.

— Александра Алексеевна, мировое потребительское движение началось 51 год назад, но до нашей страны оно докатилось много позже, после принятия в 1992 году закона «О защите прав потребителей». Можно ли на примере нашего города сделать вывод, что нам уже удалось наверстать упущенное?

— Не нами сказано, что всё течёт, всё изменяется. Так и на потребительском небосклоне. До идеала далеко, однако в цивилизованное общество потребителей мы вписываемся всё уверенней. Сегодня уже трудно найти человека, которого бы устраивал замшелый принцип «бери что дают». Покупатель, заказчик становится всё требовательней, грамотней. У одних уже есть опыт, другие учатся на чужих ошибках, а третьи всегда готовы пополнить свои недостающие потребительские знания.

— Отражается ли это на количестве обращений в орган надзора, можете ли сказать, какие темы сегодня звучат чаще?

— Я бы определила так: обращений меньше не становится. В прошлом году по вопросам защиты прав потребителей мы дали 901 консультацию, в том числе при личном приёме — 343. Горожан больше волнуют недостатки, обнаруженные в товарах, неудовлетворение отдельных их требований: таких обращений 280. В 221 случае речь шла о нарушении прав потребителей при оказании услуг в сфере розничной торговли, в 195 — звучали жалобы о нарушении срока поставки предварительно оплаченного товара, а также поднимались вопросы об обмане, о низкой культуре обслуживания, об отказе исполнителем полностью выполнить заключённый обеими сторонами договор. С обменом товара надлежащего качества связано 163 обращения, с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия — 122, со сферой бытового обслуживания — 64, с общественным питанием — 33.
За два месяца нынешнего года поступило 74 обращения.

— Хотелось бы услышать о финансовых услугах, поскольку не случайно же три года подряд девизом Всемирного дня защиты прав потребителей выдвигалась тема движения за честные финансы.

— Эта проблема близка и многим жителям Северодвинска. Так, в 2011 году горожанами было подано в суды восемь исков, в прошлом году — в два раза меньше. Во всех случаях мы давали в суды свои заключения. В позапрошлом году банкам было присуждено в пользу потребителей 127 тысяч рублей.

— Известно, что в сфере обслуживания количество конфликтных ситуаций, жалоб напрямую зависит от уровня работников. Иным из них порой не хватает профессионализма. Есть ли возможность каким-то образом восполнять такой пробел?

— Да, мы практикуем с персоналом семинары, причём учёба бесплатная, но она организуется при соответствующем заявлении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В конце прошлого года проведено два таких семинара, в позапрошлом — три.

— А как обстоят дела с ликбезом потребителей?

— Наши специалисты не только консультируют, как поступить человеку, чтобы разрешить ситуацию «продавец—покупатель», «изготовитель—потребитель», но и вооружают полезной информацией. Например, к нам часто обращаются за помощью по составлению претензий. Образцы документов вывешены на стенде в нашем офисе по пр. Морскому, 67, а если человеку по каким-то причинам ознакомиться с ними затруднительно, можем оказать и практическую помощь, хоть сотрудников у нас очень мало да и из этого числа кто-то всегда задействован в проведении плановых или внеплановых проверок с выездом на место. Наши юристы участвуют в судах для дачи заключения по делу.
Чтобы более полно информировать и просвещать население, тесно сотрудничаем со СМИ. Ещё должна заметить, что наша работа с потребителями носит не «замороченный» характер. Очень популярна «горячая линия», которая работает с понедельника по четверг с 9 до 18.15, в пятницу — с 9 до 17 часов в управлении Роспо-требнадзора Архангельской области. А наш территориальный отдел по такому же принципу каждый вторник проводит «прямую линию» по телефону 2-17-01. Все, кому требуется наша консультация или помощь, могут позвонить и получить ответ на вопрос по теме.

В конце беседы я попросила Александру Алексеевну прокомментировать девиз нынешнего праздника «Потребительское правосудие сегодня».
— Эту тему провозгласила Международная федерация по-
требительских организаций Consumers international — CI. Люди во всём мире пользуются набором одних и тех же услуг — финансовыми, коммунальными, международным туризмом, перевозками пассажиров и многими другими. Чтобы не оставлять потребителей один на один с создавшимися проблемами, необходимо совершенствовать правовое обеспечение, вырабатывать новые механизмы государственной и общественной защиты, привлекать к этому широкое внимание людей, повышать их грамотность, информированность.
Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению нарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Не надо бояться судов
Дата публикации: 14 марта 2013

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: В защиту потребителя

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia